АВТОРСКИЕ СТАТЬИ
Новости Азербайджана | Media.az https://media.az/assets/frontend/images/favicon/android-icon-192x192.png
1002 AZ Baku Nasimi district R.Rza street, 75
Phone: +994 (012) 525-49-09
Вмешается ли Иран и Ливан в войну в Израиле? - ИНТЕРВЬЮ С МАРКОМ БАБОТОМ
  1. Главная страница
  2. Политика
  3. Вмешается ли Иран и Ливан в войну в Израиле? - ИНТЕРВЬЮ С МАРКОМ БАБОТОМ

Вмешается ли Иран и Ливан в войну в Израиле? - ИНТЕРВЬЮ С МАРКОМ БАБОТОМ

A- A+

Война Израиля против Исламского движения сопротивления (ХАМАС) вступила в третий этап, о чем заявили в Израиле. Как сказал премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, первый этап - блокировка - уже завершен. Второй этап - это обстрелы - он продолжается все время. А уже упомянутый третий этап - это постепенное расширение наземного присутствия Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) в секторе Газа.

На этом фоне йеменские хуситы объявили войну Израилю и начали обстреливать его территорию с помощью ракет и беспилотников. Кроме того, с угрозами в адрес Израиля выступили шиитские группировки в Ливане. Лидер «Хезболлы» Хасан Насралла даже заявил, что осью сопротивления станет лидер региона, имея в виду Иран.

Возможно ли расширение войны и вовлечение в него Ирана и других игроков? На этот и другие вопросы Oxu.Az отвечает израильский военный эксперт, подполковник Генштаба ЦАХАЛ в запасе Марк Бабот:

- Правительство очень четко обозначило цель этой войны. Она заключается в уничтожении ХАМАС, его военной, административной и идеологической инфраструктуры в Газе. Там проживает 2 - 2,5 млн жителей, которые в большинстве своем поддерживают ХАМАС, в том числе и его военную составляющую. Сейчас у ХАМАС около 100 000 боевиков, это большая армия. И Израиль вынужден делать все, чтобы ее уничтожить. Конечно, есть вариант их капитуляции, когда они сложат оружие и выйдут. В этом случае боевые действия останавливаются, пройдут проверки, допросы, суды, и, конечно, многие сядут в тюрьму.

- Как долго будет длиться операция, на ваш взгляд?

- Третий этап должен закончится полным уничтожением ХАМАС. Идет многоступенчатая наземная операция, постепенно зачищаются различные районы. Война идет в трех измерениях - под землей, на земле и в воздухе. Поэтому все будет делаться медленно, шаг за шагом. Скорее всего, Газа будет разрезана на несколько сегментов, и каждым из них будут заниматься по отдельности. Я думаю, что операция может занять не меньше двух-трех месяцев.

Затем уже начнется четвертый этап. Надо будет решить, что будет с Газой после победы Израиля над ХАМАС, как сделать этот район «дехамасизированным» и демилитаризованным.

- А можно ли вообще уничтожить ХАМАС? Вы сказали о 100 000 боевиков и сочувствующем им населении Газы. А еще есть внешнее влияние. Проходила новость, что даже талибы набирают добровольцев для отправки в Газу на войну. Будут обезврежены эти 100 000 боевиков, но им на смену могут прийти другие...

- К сожалению, Израиль воюет с 1947 года. Это для нас не новая ситуация. Возможно, через много сотен лет будут изучать историю, допустим, 200-летней войны, которую вел Израиль. Была же 100-летняя война в Европе. Ситуация сейчас такова, что если боевики ХАМАС и других организаций и движений сложат оружие, то будет мир. Если мы сложим оружие, то не будет Израиля.

У Израиля нет никакого конфликта с сектором Газа. Есть война с террористами. Кстати, многие из них попали в плен и на допросах признавали, что все совершенное ими противоречит исламу. А они целенаправленно убивали младенцев, женщин, стариков, отрубали головы, поступали как боевики ИГИЛ (террористическая организация «Исламское государство» - ред.). Были казнены женщины, пережившие нацистские концлагеря, Освенцим. Они варили младенцев в чанах с водой и снимали это. Кто может себе такое представить в XXI веке?!

Мой знакомый патологоанатом рассказывает, что они работают по 20-22 часа в сутки, в Израиль даже приехали добровольцы со всего мира. До сих пор огромное количество жертв опознать не удается. К примеру, есть более 400 отдельных органов и частей тела, которые были собраны в поселениях, подвергшихся нападению. И как можно договариваться с людьми, которые совершили подобное?

Я общаюсь с людьми, журналистами, которые были во многих горячих точках по всему миру, делали репортажи из Африки, Ирака, Сирии, Южного Кавказа, Украины. Так вот у них были нервные срывы, когда они увидели кадры расправы над мирными жителями, снятые самими же боевиками во время атаки.

Мы вынуждены держать порох сухим, чтобы защищаться. Вот был конфликт, война между Арменией и Азербайджаном. Но ведь в Баку не считают, что Армения как государство и армяне как народ не имеют права на существование. А ХАМАС и «Хезболла» отказывают евреям в праве на существование.

Сейчас у нас идут перестрелки и на границе с Ливаном (где базируется «Хезболла»). А ведь израильско-ливанская граница обозначена еще в 1916 году, и нет ни одного сантиметра спорной территории. Но «Хезболла» начинает обострять ситуацию.

- А насколько велика угроза расширения войны на несколько фронтов? Вы уже упомянули «Хезболлу», а есть Иран, Западный берег реки Иордан, ХАМАС и т.д.

- Все эти фронты реальны. Давайте начнем с дальнего окружения - это Иран. У Исламской республики Иран (ИРИ) нет сухопутной границы с Израилем. Для того чтобы иранские наземные войска прибыли на нашу границу, им нужно пройти через Ирак, который частично контролируется США, и Сирию, которую Израиль держит под контролем с воздуха. Так что по дороге они растеряют свой пыл. И еще я хочу напомнить, что у персов есть мнение, что они являются «высшей расой», и потому арабы, мусульмане-сунниты в их представлении считаются «низшей расой». Нетрудно понять, какой прием им устроят арабы Ирака и Сирии, если Иран попробует передвинуть к Голанским высотам свои сухопутные войска.

Но население Ирана, во всяком случае заметная его часть, не против Израиля. В ИРИ большое адекватное азербайджанское население, есть много национальных меньшинств. Кстати, многие персы не хотят войны с Израилем. Однако многонациональный иранский народ находится в заложниках у режима аятолл.

Конечно, иранские власти поддерживают «Хезболлу», могут даже ударить баллистическими и крылатыми ракетами (а их у Тегерана много) по Израилю. Но тогда включаются США, которые уже предупредили ИРИ, чтобы она не вмешивалась. Я напомню, что две американские авианосные группы уже сконцентрированы в Восточном Средиземноморье. Такого не было со времен войны в [Персидском] заливе с Ираком. Поэтому я надеюсь, что предупреждение США не пройдет даром.

Теперь фронт с Ливаном. На «Хезболлу» есть несколько рычагов влияния, которые могут умерить пыл этого движения. В Ливане более половины населения не шииты, как члены «Хезболлы». Там живут сунниты, друзы, христиане множества конфессий. Их представители находятся в коалиции с «Хезболлой» в парламенте и требуют не начинать войны. Если «Хезболла» все же начнет, то Израилю будет очень трудно, но не факт, что в итоге Ливан останется как государство. Израиль видит именно в государстве Ливан ответственного за действия или бездействия «Хезболлы».

Далее ХАМАС и Газа. Мы уже об этом говорили. Израиль прошляпил атаку ХАМАС. Этот провал еще будет расследоваться многие годы.

За последние недели на Израиль с территории Газы было выпущено более 7 000 ракет различной модификации. Европейский союз, мировое сообщество выделяло огромные суммы для этого региона. Но вместо того, чтобы превратить Газу - почти 400 кв.км - в райский уголок на Земле, ХАМАС создал здесь ад.

Далее Иудея и Самария (Западный берег реки Иордан). На этом фронте у нас действуют внутренние подразделения. Уничтожаются террористы, получают ранения полицейские.

Можно говорить и о южном фронте. Речь идет о йеменских хуситах, являющихся иранскими прокси. Идут атаки с территории Йемена ракетами и беспилотниками.

Но я хочу напомнить о Египте и Иордании, которые имеют с Израилем мирный договор. Политических разногласий у нас нет, но местное население настроено крайне антиизраильски. При этом ни Египет, ни Иордания не открывают границы для несчастных беженцев из Газы. И понятно почему. Появление, например, в Египте 2 млн радикально настроенных человек приведет к серьезным проблемам для египетских властей. К тому же страна и без того испытывает серьезные экономические сложности.

В Иордании опасность другая. Больше 65% населения этой страны составляют палестинцы. В Иордании говорят на том же диалекте арабского языка, что и в Палестине. И поэтому они боятся влияния более радикально настроенных соотечественников из Газы.

Мы находимся в состоянии осады. Но главный козырь Израиля заключается в том, что нам некуда идти. Более чем полумиллионная армия находится под ружьем, расположена на всех фронтах и направлениях. Это наша вторая война за независимость. В Израиле есть поговорка: «Мы пережили фараона, переживем и это».

в начало