Премьер-министр Армении Никол Пашинян на вчерашнем пленарном заседании Восточного экономического форума (ВЭФ) заявил, что страна заинтересована в открытии границ с Азербайджаном, и он ожидает завершить процесс при поддержке России. Правда, при этом он вновь вспомнил институт сопредседательства МГ ОБСЕ, от чего отказались в Москве и Баку.
Почему Армения так держится за МГ ОБСЕ? Этот вопрос Oxu.Az адресовал ведущему аналитику российского Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Михаилу Нейжмакову:
- Не секрет, что акцент на роли МГ ОБСЕ в переговорном процессе - часть традиционной линии официального Еревана. Можно вспомнить, навскидку, реплику главы МИД Армении Арарата Мирзояна в ходе отчета своего министерства в парламенте в июне 2022 года про «особое значение сопредседательства Минской группы». Это относится и к позиции действующего премьера Армении - вспомним хотя бы представленную в ноябре 2020 года «дорожную карту Пашиняна». Конечно, с его стороны звучала и критика в адрес Минской группы. Например, июне 2021 года Никол Пашинян заявлял, что «посредники… выражали ту же позицию по карабахскому урегулированию, что и Азербайджан». Тем не менее, как правило, и действующий премьер Армении, и члены его Кабинета всегда публично настаивали на особой роли МГ ОБСЕ в ходе переговоров.
Для этого есть и внутриполитические мотивы. Конечно, вряд ли у граждан Армении в массе своей есть существенные надежды на роль Минской группы, но все же это напоминание о реалиях, существовавших в регионе до периода военных действий осени 2020 года. То есть призывы к активизации переговоров под эгидой МГ ОБСЕ как минимум понимание у многих представителей армянской общественности будут находить. Недаром к этому периодически призывает и армянская оппозиция.
Среди прочего у представителей Армении в сентябре есть и тактический мотив, чтобы подчеркивать роль Минской группы - ведь вскоре после ВЭФ, где Никол Пашинян затрагивал эту тему, в Ереван прибыл сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США, старший советник госсекретаря США на переговорах по вопросам Кавказа Филипп Рикер.
- Вы вспомнили про министра иностранных дел Армении Арарата Мирзояна. Между тем на днях он на фоне общих, достаточно позитивных новостей неожиданно обвинил Азербайджан в желании провалить мирный процесс. Странное заявление, учитывая, что именно Баку и Москва настаивают на подписании мирного соглашения, что приведет к открытию транспортных коридоров…
- Как показывает международный опыт, резкая риторика не противоречит проведению прагматичных переговоров. Больше того, чем дальше продвинутся Баку и Ереван в рамках переговоров по разблокированию коммуникаций, тем больше будет мотивов у Никола Пашиняна и его соратников публично указывать на противоречия в отношениях с Азербайджаном. Не будем забывать, что сама линия на разблокирование коммуникаций не раз подвергалась критике со стороны представителей оппозиции в Армении, которые видят в этом угрозу для экономики и суверенитета своей страны, считая частью политики в интересах Баку и Анкары.
Правительству Армении приходится парировать такие внутриполитические обвинения и стремиться доказать аудитории в своей стране, что оно может и держать удар, проявлять резкость в отношениях с Баку. Поэтому заявление Никола Пашиняна про «неплохой прогресс в работе трехсторонней комиссии» и сказанные ранее реплики Арарата Мирзояна про проблемные стороны в отношениях Баку и Еревана, по сути, взаимно дополняют друг друга, выдерживая баланс.