Новости Азербайджана | Media.az https://media.az/assets/frontend/images/favicon/android-icon-192x192.png
1002 AZ Baku Nasimi district R.Rza street, 75
Phone: +994 (012) 525-49-09
Грузия между Западом и Россией - АНАЛИТИКА
  1. Главная страница
  2. Политика
  3. Грузия между Западом и Россией - АНАЛИТИКА

Грузия между Западом и Россией - АНАЛИТИКА

A- A+

Текущие события в Грузии, разворачивающиеся вокруг принятого парламентом в первом чтении законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», не только отражают накал внутриполитической борьбы, но и являются частью растущего противоборства России и Запада на Южном Кавказе.

В начале апреля правящая партия «Грузинская мечта» заявила о намерении вынести на голосование измененный вариант законопроекта, который был отозван год назад после массовых протестов в Тбилиси. В канун и после состоявшегося 17 апреля парламентского утверждения в первом чтении Тбилиси охватили протестные акции, сопровождающиеся столкновениями их участников с полицейскими.

Законопроект, вызывающий столь бурную и неоднозначную реакцию в грузинском обществе, требует от СМИ и некоммерческих юридических лиц (неправительственных организаций), получающих свыше 20% финансирования из зарубежных источников, зарегистрироваться в качестве «организаций, представляющих интересы иностранной державы». Причем эти организации будут обязаны каждый год заполнять финансовую декларацию. За нарушение закона предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок до пяти лет и выплаты штрафа (в размере 25 000 лари, или около 9 000 евро).

Прозападные оппозиционные силы Грузии резко критикуют законопроект правящей партии. Последняя обвиняется в служении интересам России, и даже сам законопроект «Грузинской мечты», по аналогии с действующим в РФ нормативно-правовым актом, преподносится как закон «об иностранных агентах».

Оппозиционеров поддержала президент Грузии Саломе Зурабишвили, подтвердившая тем самым свою готовность к дальнейшему противостоянию с правительством. Она пообещала, что в случае окончательного принятия законопроекта по итогам второго и третьего чтений использует свое право наложить на него вето.

Однако гораздо более показательно, что законопроект подвергают резкой критике США и Евросоюз. В частности, глава Совета ЕС Шарль Мишель заявил, что принятие закона об «иноагентах» отдалит Грузию от вступления в Евросоюз. Это говорит о неприкрытом давлении на официальный Тбилиси со стороны Запада, недовольного как недостаточными, по мнению евроатлантических центров, темпами грузинского курса в ЕС, так и осторожной политикой правительства «Грузинской мечты» в отношении России. Последнее касается прежде всего того, что власти Грузии предпочли не занимать ярко выраженную антироссийскую позицию в условиях войны в Украине и, в частности, не присоединились к западным санкциям против РФ.

Между тем правящая партия Грузии выступает с заявлениями, в которых Запад обвиняется, по сути, во вмешательстве во внутренние дела страны. Генсек «Грузинской мечты» Каха Каладзе даже сравнил ЕС и США с Советским Союзом, когда ни один шаг не мог быть совершен без согласования с ЦК КПСС.

В выстраивании аргументации грузинских властей, продвигающих резонансный законопроект, особое место занимают опасения по поводу превращения страны в новую «Украину». Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе подчеркнул, что неправительственные организации стали «одним из главных источников радикализма и так называемой поляризации в политической жизни Грузии», и если бы они добились смены власти в 2020-2022 годах, то «сегодня Грузия оказалась бы в худшем положении, чем Украина». Целесообразность принятия законопроекта глава правительства объяснил необходимостью помешать попыткам «еще раз организовать революцию, украинизировать нас». При этом Кобахидзе отверг обвинения в том, что законопроект будет препятствовать евроинтеграции Грузии.

«Если мы не защитим суверенитет государства, с нами произойдет то же самое, что произошло с Украиной, и в таком случае мир и евроинтеграция останутся в прошлом. Соответственно, если этот закон чему-то и служит, так это задаче нашей евроинтеграции, без суверенитета нельзя войти в Европу», - заявил грузинский премьер.

Еще более интересную мысль выразил председатель «Грузинской мечты», бывший глава правительства Ираклий Гарибашвили. Принятие законопроекта не может повлиять на темпы вступления Грузии в ЕС, считает он, поскольку в самом Брюсселе «сегодня не готовы к расширению». По его словам, Грузия может даже упразднить закон, но только после того, как ей скажут, что она «завтра» станет членом Евросоюза.

Трудно однозначно сказать, чего больше в заявлении Гарибашвили: попытки сторговаться с ЕС или реального скепсиса относительно скорого принятия Грузии в эту структуру? Логика сказанного им в том, что если ЕС в любом случае не намерен принимать Грузию в скором времени в свои ряды, то какой смысл отказываться от принятия законопроекта из опасений, что этот шаг может затормозить грузинскую евроинтеграцию. Впрочем, ключевым в позиции грузинских властей выступает стремление укрепить суверенитет Грузии, находящейся под растущим давлением Запада, который, в свою очередь, не скрывает своей поддержки радикальных сторонников евроатлантизации внутри самой южнокавказской страны.

Судя по всему, правительство «Грузинской мечты» всерьез настроено соединить курс на вступление в ЕС и другие евроатлантические структуры с сохранением грузинской идентичности, традиционных ценностей внутри грузинского общества. Запад со своей стороны дает понять, как, впрочем, и в других случаях продвижения евроинтеграции различных стран, о своем неприятии подобной ориентации на защиту национального суверенитета.

Между тем очевидно и то, что само давление евроатлантических центров на Грузию является составной частью общего геополитического противоборства на Южном Кавказе. Показателем этого процесса выступают, к примеру, и попытки США и ЕС использовать евроатлантические устремления Грузии для реализации преследуемых ими конкретных задач в регионе Южного Кавказа. Особенно это стало заметно после предоставления Грузии в декабре 2023 года статуса кандидата в члены Евросоюза.

Запад рассчитывает, что Грузия, получившая подобный статус, будет всячески способствовать прежде всего масштабному плану вытеснения России с Южного Кавказа. Но, кроме того, существует опасность превращения Грузии в инструмент реализации интересов внешних центров и в такой сфере, как ее отношения с другими региональными странами. Прежде всего с ближайшим стратегическим партнером и добрым соседом Грузии - Азербайджаном.

В отношении проводящего независимую политику Азербайджана в качестве рычага давления используется и Армения, которую Запад активно переводит в орбиту собственных интересов. Грузии же отводится роль содействующей этому процессу стороны, что проявляется, в частности, в использовании ее территории как транзита для поставок в Армению западного оружия и военной техники.

Между тем в условиях переживаемых на всем евразийском пространстве суровых геополитических потрясений Баку и Тбилиси жизненно заинтересованы в том, чтобы и далее совместно выстраивать систему региональной безопасности и многостороннего сотрудничества на Южном Кавказе, значимого для развития интеграционных процессов в масштабах всей Евразии. И это, судя, в том числе, и по итогам недавнего визита премьер-министра Грузии в Азербайджан, достаточно четко осознает и официальный Тбилиси.

В любом случае перспективная конфигурация грузинской политики и, соответственно, степень эффективности внешнеполитического давления на Тбилиси будут прояснены в результате предстоящих осенью нынешнего года парламентских выборов в этой стране. В этом смысле текущий накал внутриполитической борьбы, включая митинги оппозиции, можно считать частью предвыборной подготовки. Борьба «Грузинской мечты» и радикально прозападных политических сил продолжается. Как продолжается и борьба между Россией и Западом за влияние на Южном Кавказе.

Источник: Oxu.Az

в начало