Уже 10 мая в Алматы (Казахстан) должна состояться встреча глав МИД Азербайджана и Армении Джейхуна Байрамова и Арарата Мирзояна. Переговоры пройдут на фоне усиливающихся ожиданий скорейшей подготовки мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией. На части армяно-азербайджанской границы успешно идет процесс делимитации и демаркации, несмотря даже на попытки сорвать его, которые предпринимают армянское духовенство и радикальная оппозиция.
Идею провести переговоры глав МИД Азербайджана и Армении в Алматы несколько недель назад озвучил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, который отметил символичность этого мероприятия, ведь в декабре 1991 года именно в Алматы была подписана историческая Алма-Атинская декларация, «закрепившая основы независимого развития стран СНГ и утвердившая принципы определения межгосударственных границ».
При этом, как сказал официальный представитель Министерства иностранных дел Казахстана Айбек Смадияров, Астана не будет посредником на переговорах Армении и Азербайджана: «Мы лишь оказываем услуги доброй воли - good office».
Грядущую встречу для Oxu.Az прокомментировал казахстанский политический обозреватель, политолог Газиз Абишев.
- Насколько важно для Казахстана проведение переговоров между главами МИД Азербайджана и Армении в Алматы?
- Баку и Ереван искали возможность договориться, окончательно решить проблемные вопросы. Обе стороны понимают, что продолжение противостояния не в интересах ни Азербайджана, ни Армении, ни других стран региона. Необходимо идти к устойчивому миру, договариваться. И делать это нужно на территории нейтрального и миролюбивого государства, которому можно доверять. Отношение к площадкам в России, Турции, на Западе у азербайджанской и армянской сторон неоднозначное, ведь что устраивает Баку может не устраивать Ереван.
Кроме того, Казахстан - это страна, которая не вызывает аллергии у внешних и внутренних игроков. Астану связывают с Азербайджаном стратегические двустороннее союзнические отношения. Одновременно с этим у Казахстана есть договорные обязательства с Арменией в рамках международных организаций - Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийского экономического союза (ЕАЭС). И есть еще личные отношения президента Касым-Жомарта Токаева с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном.
Казахстан имеет и свой интерес, ведь Транскаспийский международный транспортный маршрут (Средний коридор) из Центральной Азии идет в Азербайджан. И по самой оптимальной траектории он может пойти по Зангезурскому коридору через территорию Армении в Турцию. Но это не какой-то корыстный интерес, главное - это заинтересованность в мире, что пойдет всем на пользу.
Кроме того, казахстанская дипломатия старается выдерживать нейтралитет во многих делах - российско-украинской войне, конфронтации России и коллективного Запада, противостоянии Запада и Китая, а это большой плюс. Я считаю, что Казахстан - это оптимальное место для переговоров. При этом наша страна не выступает в качестве стороны переговорного процесса, мы просто предоставляем площадку.
- Но в идеале в Казахстане хотели бы, чтобы алматинская площадка стала местом, где будет подписано мирное соглашение между Азербайджаном и Арменией?
- Да, безусловно. И это возможно. Народ Казахстана, его руководство желают мира и разрешения противоречий в добрососедском духе на основе принципов международного права.
- Когда вы говорили про Армению, то упомянули, что у Астаны есть договорные обязательства с Ереваном в рамках СНГ, ОДКБ, ЕАЭС. Но ведь известно, что Армения меняет свой внешнеполитический вектор, уходит на Запад, меньше сотрудничает в рамках международных организаций с участием России, Ереван вообще заморозил свою деятельность в ОДКБ. И тут Армения соглашается на переговоры в Казахстане.
- Что касается ухода Армении (на Запад - ред.)... Мы сейчас находимся внутри этого процесса, который в общем-то пока к этому уходу не привел.
Армения географически окружена Азербайджаном, Турцией, подсанкционным Ираном и Грузией. Можно ли точно сказать, какие из этих стран являются другом Республики Армения (РА)? Насколько вообще возможен полноценный уход Армении из евразийских структур в сторону коллективного Запада, учитывая географию? Удержится ли Никол Пашинян у власти? Вопросов много.
Далее. Если даже такое произойдет («западный разворот» Армении - ред.), то это будет демаршем против России - главного игрока евразийских структур, но не против Казахстана. А внешнеполитический вектор Армении - это ее суверенное дело. И это не проблема для армяно-азербайджанских переговоров в Алматы.
Астана, кстати, всегда занимала достаточно скептическую позицию относительно возможной политической интеграции в рамках евразийских структур. Казахстан настаивает только на экономической интеграции внутри ЕАЭС. Да и в целом наша страна проводит многовекторную политику.