Практически одновременные заявления Президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна о необходимости изменения армянского законодательства создают новую ситуацию в мирном процессе.
Глава азербайджанского государства четко указал на серьезное препятствие на пути заключения мирного договора с Арменией. Это - наличие в армянском законодательстве, включая Конституцию и Декларацию независимости, положений, фиксирующих территориальные претензии на Карабахский регион Азербайджана. Суверенитет Азербайджана над Карабахом отрицается в ряде нормативно-правовых документов Армении, а также в принятых ею оговорках к определенным международным соглашениям, к которым она присоединилась. Кроме того, основу исков Армении против Азербайджана в международных судах также составляют такие вопросы, как непризнание Арменией суверенитета и территориальной целостности Азербайджана, отделение Карабаха от Азербайджана. Поэтому Президент Ильхам Алиев предупредил, что мира можно будет достичь лишь в том случае, если Армения положит конец территориальным претензиям, внесет изменения в свою Конституцию и другие нормативно-правовые документы.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян в интервью Общественному радио страны отметил необходимость проведения конституционного референдума, особо указав на то, что «нужно отрегулировать отношения с Декларацией независимости». С учетом недавнего заявления Пашиняна о целесообразности принятия новой Конституции Армении это означает подтверждение им того, что изменение законодательства страны является требованием дня, в том числе и в контексте подписания мирного договора с Азербайджаном.
Однако удастся ли Пашиняну провести анонсированную им конституционную реформу? Этот незамысловатый, на первый взгляд, вопрос вполне оправдан с учетом двух факторов.
Первый - многократно подтвержденная непоследовательность самого Пашиняна, который часто говорит одно, думает другое, а делает третье, вслед за одной инициативой раздувает другую, идущую вразрез с первой, да и вообще легко отказывается от взятых на себя обязательств и действует вопреки документам, под которыми стоит его подпись.
Но это, так сказать, скорее субъективный барьер. Объективный же связан с тем, что намерение Пашиняна изменить законодательство Армении, в том числе и с целью удаления из него положений, посягающих на суверенитет и территориальную целостность Азербайджана, уже вызывает очередной приступ истерии у реваншистской, преимущественно пророссийской оппозиции. Поэтому нельзя исключать очередную активизацию сил, сгруппировавшихся вокруг бывших властей, что сулит Пашиняну новый серьезный экзамен на прочность. Причем этот экзамен может оказаться похлеще предыдущих, с учетом гораздо большей обоснованности в настоящий момент «российской» подоплеки.
Столкновение внешних силовых центров в Армении является уже не просто гипотетической, а реальной перспективой для этой страны. Дрейф Армении в сторону Запада лишь усилился за последнее время. Пашинян и его окружение основательно игнорируют ОДКБ, наращивают контакты и военно-политическое сотрудничество с Западом, готовятся к принятию новой стратегии национальной безопасности, ориентированной на Запад и отвергающей претензии России на роль «гаранта безопасности Армении». Наконец, Армения окончательно присоединилась к Римскому статуту и стала полноправным членом Международного уголовного суда. Чем лишь подтвердила свое намерение пересмотреть отношения с Россией, безуспешно пытавшейся отговорить официальный Ереван от этого антипутинского шага.
Все более ужесточающаяся критика политики Пашиняна со стороны России дает основание допустить мощное применение ею уже в самое ближайшее время военных, политических и экономических методов воздействия. Среди них найдется место и для внутриполитического давления на правительство Пашиняна. Однако спасут ли Армению вновь спущенные с цепи реваншисты?
Однозначно нет, ведь любые попытки Армении вернуться к агрессивной политике будут означать ее неминуемую гибель. Об этом, несомненно, позаботится Азербайджан, который отныне не потерпит никакой угрозы для своего суверенитета, территориальной целостности и безопасности.
Так что в интересах Армении, чтобы конституционная инициатива Пашиняна действительно была его искренним намерением и претворилась в жизнь. Это приблизит заключение межгосударственного договора между Азербайджаном и Арменией, установление прочного мира в регионе. Неслучайно Президент Азербайджана расценил начало в Армении внутренних дискуссий по вопросу изменений в законодательстве как «позитивный шаг», который «может создать хорошую возможность для скорейшего завершения мирного процесса».
Источник: Oxu.az