После ухода проармянского и прогреческого сенатора-демократа Роберта Менендеса с поста главы Сенатского комитета США по международным вопросам у Турции появился шанс скорее получить истребители F-16. Об этом говорил даже президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Не секрет, что именно Роберт Менендес был против этой сделки и блокировал ее несколько месяцев, несмотря на то что президент США Джо Байден неоднократно обещал Анкаре решить вопрос.
Однако и новый глава комитета Сената США по международным вопросам демократ Бен Кардин не торопится одобрить продажу Турции истребителей F-16 стоимостью 20 млрд долларов. Ранее были откровенные намеки на то, что сделка связана с одобрением Турцией членства Швеции в НАТО. Однако, по словам Бена Кардина, есть и другие вопросы, «которые должны быть частью наших дискуссий во время движения вперед».
Комментируя для Oxu.Az эту ситуацию, американский журналист, аналитик Самсон Кацман отметил, что уход Роберта Менендеса действительно сопровождался громким коррупционным скандалом:
- Множество сенаторов от Демократической партии понимали, что в преддверии президентских выборов 2024 года этот коррупционный шлейф им не нужен, и потому призвали Менендеса уйти в отставку. Роберт Менендес действительно был ярым противником предоставления Турции самолетов F-16. Считалось, что после его ухода будут сняты все барьеры для совершения этой сделки, но появились другие противники продажи Анкаре американских многоцелевых истребителей. Я думаю, что это связано с двумя факторами.
Первый - это нахождение в Турции российских зенитных ракетных комплексов С-400. Но, я думаю, что этот аргумент вторичен, важнее второй фактор. В силу изменившихся геополитических раскладов влияние Турции в мире, в особенности в районе Средиземного моря, несоизмеримо возросло. Это связано с конфликтом в Украине, с тем, что Турецкая Республика (ТР) не прерывала связей с Россией, не вводила свои санкции против РФ. Главная озабоченность США заключается как раз в определении роли Турции в Средиземноморье, да и в большом регионе в целом. Вашингтон хочет убедиться в том, что у Турции нет желания стать гегемоном в Средиземном море и т.д. После того, как все нюансы на двустороннем уровне будут прояснены, вопрос поставок F-16 может быть решен положительно в пользу Турции.
- Получается, что нет зависимости от одобрения Турцией заявки Швеции на вступление в НАТО и сделки по F-16? А ведь об этом много говорили. И если Великое национальное собрание Турции согласится на прием Швеции в Североатлантический альянс, то это не будет гарантией получения американских истребителей?
- Конечно, усиление НАТО за счет вступления в альянс Швеции имеет значение, это в интересах всего западного сообщества и даже Турции. Но одобрение заявки Стокгольма и F-16 - это совершенно разные истории, на мой взгляд.
Тут дело в другом. Реджеп Тайип Эрдоган - это опытный политик, который прекрасно знает свой политический вес и возможности влияния своей страны. Его действия не всегда в США воспринимались как союзнические. Президент Турции - самостоятелен, политика Анкары часто не соответствует позиции Госдепа и Администрации США. Но если Анкара и Вашингтон выработают общие подходы по ключевым вопросам, тогда, как я уже сказал ранее, вопрос с F-16 будет решен.
- Насколько в представлении американских политиков Турция и Азербайджан взаимосвязаны?
- На сегодняшний момент такой связи нет. На уровне того же Госдепартамента США Турция и Азербайджан рассматриваются отдельно, не в связке.
Кстати, в целом высказывания, которые идут от американского официоза и администрации в сторону Азербайджана, нельзя назвать резкими, они достаточно выдержанные. К примеру, 19 сентября, когда начались контртеррористические мероприятия Вооруженных сил Азербайджана, госсекретарь США Энтони Блинкен сделал общее заявление, призвав воздерживаться от действий, которые могут привести к дальнейшей эскалации. 25 сентября было заявление от Майкла Карпентера, представителя США в ОБСЕ насчет соблюдения гуманитарных прав армянских жителей Карабаха.
- Но при этом армянская община США направляет множество обращений американским властям, призывая их к антиазербайджанским действиям.
- Да, звучат такие призывы от армянской общины, академических кругов США, где есть этнические армяне. Они говорят о том, что после Карабаха (восстановления азербайджанского суверенитета на этой территории - ред.) наступает некая экзистенциальная угроза для Армении. Это, на мой взгляд, является риторическим приемом. Азербайджан на всех уровнях действовал с соблюдением международного права.
Конечно, сейчас приближается предвыборная пора, американским политикам надо учитывать голоса и армянских избирателей. Но я не думаю, что в ситуации, когда Азербайджан повел себя в соответствии с международным правом и резолюциями Совета безопасности, на страну могут быть, к примеру, наложены санкции.