Соединенные Штаты Америки переживают не самый лучший период в своей истории. Государственный долг страны достиг астрономической суммы в 34 трлн долларов и продолжает расти. Министр финансов США Джанет Йеллен уже назвала пугающим размер госдолга Штатов, правда, затем она добавила, что этот госдолг находится под контролем.
На этом фоне усиливается миграционный и внутриполитический кризис. Генеральные прокуроры 26 штатов США поддержали Техас в конфликте с Белым домом. Напомним, ранее Верховный суд США принял сторону администрации президента Джо Байдена, который требовал убрать проволочное заграждение на американо-мексиканской границе, однако местные власти отказались подчиняться и начали устанавливать еще больше заслонов.
Ситуацию для Oxu.Az комментирует американский аналитик, профессор Иллинойского университета Ричард Темпест.
- Давайте начнем с заявления министра финансов США Джанет Йеллен о пугающем госдолге, который при этом под контролем.
- К высказыванию надо относиться двояко. С одной стороны, она очень компетентный в области финансов человек. Но с другой - она еще и выполняет политические функции, пытаясь представить бюджетно-финансовую политику администрации в самом выгодном свете. Поэтому она справедливо говорит о гигантской задолженности США. 34 трлн долларов - это цифра, которую невозможно себе представить. А когда она говорит, что все под контролем, то выступает уже в качестве политического лица.
- И на фоне сложной финансовой ситуации разразился внутриполитический миграционный кризис...
- Представители Республиканской партии постоянно критикуют ситуацию на границе с Мексикой. И это политически беспроигрышная карта для республиканцев, что прекрасно понимает экс-президент Дональд Трамп, который сейчас вмешался в переговоры в Сенате между демократами и республиканцами и пытается добиться бюджетного компромисса. Он включает в себя, с одной стороны, помощь Украине, Израилю и другим союзникам и клиентам США, а с другой - предусматривает соглашение между двумя партиями по кризису на южной границе и ограничению почти бесконтрольного проникновения мигрантов, главным образом из Центральной и Южной Америки.
Для Трампа, который в свою первую президентскую кампанию озвучивал резкие заявления относительно миграции, демографических изменений в обществе, эта тема, повторюсь, беспроигрышная. Трамп - это инстинктивный политик, популист, он всегда чувствует, что тревожит его сторонников.
Но ситуация действительно кризисная. Соединенные Штаты не способны контролировать свои южные границы, и это вызывает тревогу. В Чикаго полицейские участки выступают в роли ночлежек для бездомных мигрантов. И здесь возникает острое чувство несправедливости с двух сторон. Есть либеральные граждане, которые возмущаются тем, что люди, бегущие от несправедливости и преследований, в США имеют непонятный статус. А с другой стороны, ведь есть много бездомных американцев, которые не имеют прав на бесплатное медицинское обслуживание, проживание в гостинице за счет муниципалитета или даже на ночевку в полицейском участке.
- Можно ли сказать, что для американцев важнее стали (или станут) внутренние проблемы, а не общемировые?
- К пониманию того, что важнее внутренние проблемы, американцы уже пришли. США для значительной части населения представляются неким миром в себе, Новым светом, в какой-то степени изолированным от остального глобуса. Поэтому, когда в этот американский мир вторгаются внешние раздражители, вспомним хотя бы 11 сентября 2001 года (тогда в США произошла серия масштабных терактов - ред.), то американцы испытывают большой шок.
Нынешняя демократическая администрация вполне компетентная, однако ее глава (Джо Байден) не воспринимается в качестве решительного лидера во внутренней политике.
Что касается республиканцев, то около трети сторонников этой партии до сих пор отвергают Дональда Трампа, но он очень харизматичный лидер, имеющий своих верных приверженцев. Республиканская партия проводит праймериз - первичные выборы, и я бы сказал, что борьба за кандидатство в президенты еще впереди, хотя Трамп в лидерах.
В любом случае два самых вероятных на данный момент кандидата на пост президента США - Джо Байден и Дональд Трамп - достаточно пожилые люди. Одному за 80, а другому под 80 лет. У них видны и слабость здоровья, и проблемы с восприятием действительности. Это вызывает тревогу. Президентскую гонку можно назвать соревнованием двух черепах.
- Между тем, согласно общеамериканским опросам, Трамп опережает Байдена, а значит, у экс-президента шансы на переизбрание выше.
- Я всегда опасаюсь делать прогнозы. Для большинства простых американцев избирательная кампания не является настолько важной. За ней внимательно следят те, кто занимается выборами профессионально - политики, социологи, политтехнологи, аналитики и т.д. Трамп для людей - это все еще условный кандидат. Когда начнется президентская кампания, то мне кажется, что Трамп может вызвать неприятие у части населения, которые могут вспомнить четыре года его президентства, а тогда происходило много коллизий разного рода.
Демократы почти в полном составе будут голосовать за Байдена. А вот ощутимая часть республиканцев не готова вновь видеть Трампа на посту президента, так как считает его опасным для своей партии и даже всей страны.
А еще есть прослойка независимых кандидатов, которых нужно убедить голосовать за того или иного кандидата. Так что не все еще решено. Но мне кажется, что пока еще у Байдена шансы немного повыше, чем у Трампа.
- При Байдене произошел исход США из Афганистана, который заставил американцев вспомнить уход Соединенных Штатов из Сайгона в 1975 году во время войны во Вьетнаме. Сейчас обсуждается вывод американских войск из Ирака. Война в Украине идет уже два года, и, несмотря на огромную американскую помощь, ситуация перешла в позиционное противостояние, победы нет. А сейчас еще и помощи от США Украина не получает. Есть политика демократической администрации США на Южном Кавказе, которая привела к напряжению между Вашингтоном и Баку. Происходят очевидные внешнеполитические провалы американской администрации, но видят ли их американцы?
- На самом деле события в мире не особо интересуют американцев, мы с вами об этом говорили. А внешняя политика администрации Байдена достаточно компетентна, я не отказываюсь от своих слов. Между «трампистами» с одной стороны и «обамовцами» и «байденовцами» с другой есть определенный консенсус. Суть в том, что все пытаются отказаться от ангажированности, которую проявляют США на Ближнем Востоке.
Что касается Афганистана и Ирака, то есть общее восприятие, что афганская и иракская кампании были ошибкой, они проводились не очень компетентно. И когда такие выводы присутствуют в умах политиков и их избирателей, то происходит попытка не исправить эти решения, а забыть о них.
Теперь о Южном Кавказе и отношениях между Азербайджаном и Арменией. Нельзя забывать, что у Азербайджана нет такого сильного политического присутствия в Соединенных Штатах, каким обладает Армения благодаря своему лобби. Правда, сама Армения не очень умело пользовалась таким преимуществом. Тем не менее, в Конгрессе США у армянской стороны есть возможность направить мысли и действия конгрессменов в конкретное русло.
Ваш регион не в приоритете для США, но только до тех пор, пока не возникнет конфронтация Соединенных Штатов и их союзников с Ираном, а это практически неизбежно. Вот тогда позиция Азербайджана будет очень много значить для США, Баку окажется в центре внешней стратегической политики Вашингтона. Да и вообще Азербайджан в геополитическом смысле (я даже не говорю об энергоресурсах) может гораздо больше предложить Западу, чем какая-либо другая страна Южного Кавказа.