Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) рекомендовала принять в Совет Европы (СЕ) Косово - отколовшуюся часть Республики Сербия (РС). Окончательное решение должно быть принято министерским органом ПАСЕ, но крайне велика вероятность того, что европейские структуры в очередной раз проигнорируют принцип территориальной целостности Сербии, как они это делали раньше (и не только по отношению к РС).
В Белграде обеспокоены таким развитием событий. 16 апреля президент Сербии Александр Вучич позвонил Президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, проинформировав его о давлении, которому подвергается Сербия. Кроме того, Вучич попросил поддержки дружественного азербайджанского народа.
Президент Ильхам Алиев подчеркнул, что Азербайджан и Сербия всегда поддерживали территориальную целостность и суверенитет друг друга, и так будет продолжаться и впредь.
У Азербайджана и Сербии действительно есть взаимопонимание и взаимная поддержка в международных организациях. Кроме того, достаточно неплохие отношения сложились между Белградом и Анкарой. Обо всем этом Oxu.Az побеседовал с сербским политическим аналитиком, кандидатом политических наук, директором Центра сербских исследований РГУ им. А.Н.Косыгина Негошем Манойловичем.
- Давайте начнем с неожиданной, как мне показалось, новости. Турецкий язык стал официальным языком в Северной Митровице в Косово, где проживает сербская община.
- Сегодня на территории Сербии проживает незначительное число турков. После войн начала прошлого века они остались в так называемой Южной Сербии, сейчас это Северная Македония. Так что в Республике Сербия турецкое меньшинство действительно небольшое. Но у нас всегда существовала практика, когда представители меньшинств официально использовали свои языки при обращении в муниципалитеты, госорганы.
Что касается Северной Митровице в Косово, то это часть Сербии, которую мы не контролируем, но там, в основном, проживают именно сербы. В прошлом году на этой территории прошли местные выборы, от участия в которых отказались сербы. В итоге голосовало всего 3,5% населения, в основном албанцы. Они выбрали партию «Самоопределение» - политическую силу премьер-министра непризнанного Косово Альбина Курти. Так что эта партия контролирует муниципалитеты, и именно ее представители приняли решение сделать турецкий язык официальным.
Турков там очень мало, но косовские албанцы хотят этим шагом привлечь к себе внимание Анкары, которая неплохо сотрудничает с Белградом, особенно в последнее время. И это несмотря на то, что Турция признала Косово в качестве независимого государства. Анкара сильно влияет на сербов-мусульман, на то, что происходит в Албании, Черногории, на все территории, где есть мусульманское население.
Анкара вкладывает огромные инвестиции в наш регион. При этом Турция выбрала Сербию в качестве внешнеэкономического союзника. Это логично, ведь в РС большой рынок, а сербы с турками решили все исторические вопросы. А вот, к примеру, между греками и турками напряжение осталось.
- Президент Франции Эммануэль Макрон на днях призвал президента Сербии Александра Вучича согласовывать внешнеполитические решения страны с европейским сообществом, так как будущее Республики Сербия связано с Евросоюзом.
- Да, Сербия стремится в Евросоюз. Но мы не согласовываем с Европой самое главное - внешнеполитическую компоненту. Белград не ввел санкции против России, не признает Косово.
- Если безоговорочным условием вхождения в состав Евросоюза станет признание Косово в качестве независимого государства, то что выберет Белград? Вступление Сербии в ЕС без Косово, или непризнание Косово и потерю перспектив вступления в ЕС?
- Белград, по-видимому, выберет Косово, а не Евросоюз. В любом случае, от решения косовского вопроса будет зависеть вектор внешней политики Сербии. Я подчеркну, что Косово остается главным фактором. Но в европейских институтах как будто не видят этого, не идут даже на минимальные уступки. Наоборот, сейчас они собираются принимать Косово в Совет Европы.
Вряд ли Сербия сейчас выйдет из Совета Европы, хотя в сербских СМИ уже пишут об этом. Мы на 100% соответствуем всем требованиям СЕ, так зачем нам выходить? Другой вопрос, что непризнанное Косово, которое собираются принять в Совет Европы, не соответствует ни одному из требований этой структуры. В Косово убивают людей, ограничивают их права и свободы, перечислять можно долго. И все это продолжается 16 лет после того, как некоторые государства мира признали Косово. Если даже на секунду представить, что Косово - это независимая страна, то пусть сначала выполнит все обязательства, а потом уже думает о вступлении в Совет Европы.
Я очень надеюсь, что Косово все-таки не примут в Совет Европы. Но если примут, то это будет означать конец той Европы, которую мы знали. Многие страны, которые присоединились к европейским институтам задумаются: а нужно ли нам оставаться здесь?