Отношения между США и Грузией - это «вражда». Так считает генеральный секретарь правящей в Грузии партии «Грузинская мечта - Демократическая Грузия», мэр Тбилиси Каха Каладзе. Напомним, что в связи с принятием в грузинском парламенте в третьем чтении закона «О прозрачности иностранного влияния» (т.н. «закон об иноагентах») в Соединенных Штатах заявили о введении санкций в отношении грузинского руководства.
По словам Кахи Каладзе, парламент, избранный большинством населения страны, принимает закон, который касается только одного - прозрачности, а в ответ оказывается давление: «Тогда получается, что мы и не партнеры, и не друзья, а враги...».
Кроме того, как пишет издание Foreign Policy, Европейский союз готов лишить Грузию статуса кандидата на вступление в ЕС, если Тбилиси не откажется от закона «О прозрачности иностранного влияния». А ранее премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что в разговоре с ним один из еврокомиссаров (позже выяснилось, что это европейский комиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Оливер Вархели) в разговоре с ним многозначительно указал на пример покушения на премьера Словакии Роберта Фицо.
Среди других событий можно отметить заявление премьер-министра Грузии Ираклия Кобахидзе, который обвинил президента страны Саломе Зурабишвили в измене родине. Напомним, что Зурабишвили призвала президента Франции Эммануэля Макрона помочь ей «избавить страну от советского ига».
О том, что отношения между Западом и Грузией стремительно портятся, окончательно стало ясно еще в середине мая, когда главы МИД Исландии, Литвы и Эстонии открыто приняли участие в оппозиционном митинге против закона «О прозрачности иностранного влияния». Так считает грузинский политический деятель, лидер партии «Свободная Грузия» Каха Кукава. В беседе с Oxu.Az он отметил, что недопустимо, когда министры иностранных дел иностранных государств выступают в Тбилиси на митинге и указывают нам, как действовать:
- Эта история очень задела грузин. В Азербайджане, к примеру, такое безобразие было бы невозможно даже теоретически. Любого иностранного деятеля за подобные действия выдворили бы за пределы страны быстро и демонстративно. Грузия сейчас проходит этап восстановления своего суверенитета, и Азербайджан для нас является примером. У вас полностью суверенное государство, которое руководствуется своими интересами во внешней политике, не берет вечные обязательства перед условными «вечными партнерами».
Я не являюсь последователем нынешних властей Грузии, но в этом конкретном вопросе полностью разделяю их подход. Чиновники других государств - Литвы, США, или любых других - не должны вмешиваться в наши внутренние дела.
Надо отметить, что отношения между Грузией и Западом изначально, с 1992 года, стали строиться неправильно. Тогда был свергнут законный президент Звиад Гамсахурдия. Это произошло из-за внешнего воздействия, в том числе и западного. После этого Грузия стала не совсем независимой, и в правительстве это понимали: если Запад что-то рекомендует, то это не рекомендация, а директива. Наша зависимость от Запада была сильнее, чем у большинства постсоветских стран.
Сейчас нынешние власти говорят и поступают правильно, я им желаю удачи в этом деле. Но насколько они готовы идти до конца? В Азербайджане есть сильные государственные институты, за главой государства есть сила и поддержка народа. А у грузинских властей сейчас не очень высокая поддержка электората. Создается опасная ситуация для цветной революции.
Отдельный вопрос касается способности наших спецслужб купировать угрозы и провокации, полуреволюционные сценарии, которые планируются извне.
Но то, что сейчас происходит между Грузией и Западом, можно охарактеризовать так: Грузия, хоть и с запозданием, но созрела и поняла, что не бывает «добрых дядей» из-за границы, которые безвозмездно якобы помогают. Следовательно, надо найти новую формулу сотрудничества с Западом, ведь сотрудничество не означает рабовладение.
- Но при этом европейский курс Тбилиси сохраняется? Ведь звучат заявления о том, что Грузию могут лишить статуса кандидата в члены ЕС.
- Здесь все просто. Европейское предложение для интеграции Грузии сохранится только в том случае, если в Тбилиси будет правительство, устраивающее Европу. Если власть до октября или после октября (именно тогда должны пройти парламентские выборы - ред.) не поменяется, то Евросоюз не будет продолжать сотрудничество с независимой Грузией. Запад устроит только марионеточное правительство в нашей стране.
- И, конечно, не могу не спросить об обращении президента Грузии Саломе Зурабишвили к французскому коллеге Эммануэлю Макрону с просьбой помочь избавить страну и вообще Кавказ от советского и российского ига. Может именно поэтому грузинский премьер Ираклий Кобахидзе обвинил Саломе Зурабишвили в измене родине?
- Это же средневековая политика. Когда два феодала не могли поделить что-то между собой, то приглашали шахов, императоров, королей других стран. Саломе Зурабишвили не воспринимают в качестве президента независимого государства. Она и сама думает, что является кем-то вроде генерал-губернатора какой-то колонии. Но это не только вина Зурабишвили, ведь ее поддерживала в свое время «Грузинская мечта». Саломе Зурабишвили никогда не придерживалась стабильной позиции, и не только в политике. И я не раз говорил, что будут проблемы из-за этого.