7 декабря исполнилось два месяца со дня атаки Исламского движения сопротивления (ХАМАС) на Израиль, которая привела к новому серьезному ближневосточному кризису. Израиль заявил о намерении полностью уничтожить ХАМАС
К чему пришли стороны конфликта спустя два месяца? Сколько времени займет война и кто является главным ее бенефициаром? На эти и другие вопросы Oxu.Az сегодня отвечает израильский аналитик, член правления Международной ассоциации Израиль-Азербайджан «АзИз» Лев Спивак.
- Насколько я знаю, недавнее заявление президента Франции Эммануэля Макрона о том, что война с ХАМАС, направленная на полное уничтожение этого движения, может затянуться на 10 лет, вызвало удивление в Израиле. Как вы относитесь к высказыванию Макрона? И каковы цели войны, на ваш взгляд?
- Про Эммануэля Макрона я скажу коротко. К этому персонажу, его заявлениям по Израилю я отношусь точно таким же образом, как и к его высказываниям, касающимся Азербайджана, - плохо.
Что касается целей войны, то израильское правительство сразу открыто заявило, что задача - полное, абсолютное уничтожение ХАМАС. В дословном переводе прозвучало слово «разобрать», как разбирают на мелкие части какую-нибудь машину, после чего ее уже собрать нельзя.
- Достижима ли это цель?
- На мой взгляд, нет. ХАМАС состоит из двух частей. Голова ХАМАС находится за пределами сектора Газа. Есть даже лидеры этой структуры, которые ни разу не были в Газе. Получается, что нам надо точечно ликвидировать всю верхушку ХАМАС, разбросанную в других странах? Я сомневаюсь, что сегодня кто-то пойдет на это.
Туловище, руки и ноги ХАМАС находятся в Газе. И тут надо учитывать, что все население сектора симпатизирует ХАМАС, а еще есть хорошо обученные боевые отряды. Наверное, многие видели кадры прорыва забора, когда боевики напали на нас. Впереди были спецотряды боевиков. А за ними шло «мирное население». Они и совершали большинство убийств и похищений людей. Большая часть взятых в заложники людей до сих пор содержится именно у них. Но мы же не можем уничтожить население Газы, такого просто не может произойти. Поэтому эта цель войны – «разобрать» ХАМАС - все-таки недостижима.
Есть чуть менее амбициозна цель - создание ситуации, при которой появится некая политическая альтернатива ХАМАС. К руководству в Газе придет некая группа людей, не связанных и даже выступающих против ХАМАС. Но на сегодня такой силы нет, ведь ХАМАС на протяжении многих лет истреблял (это не образное выражение) всех своих оппонентов.
Первое, что сделал ХАМАС выиграв демократические выборы в Газе у ФАТХ (Движение за национальное освобождение Палестины - ред.), - уничтожил всех представителей ФАТХ на подконтрольной территории. И с тех пор не допускалось ни малейшего оппозиционного выступления. Тем не менее, именно появление в Газе палестинских сил, выступающих против ХАМАС, - это единственная возможная альтернатива. Впрочем, и это вряд ли поможет, ведь в Газе уже третье поколение людей, способных держать оружие, выросло на лозунге «Убей еврея», который озвучивается в детских садах, на телеканалах в детских передачах. Но международные СМИ закрывают на это глаза. Паразитические ООН и Международный комитет Красного Креста вообще непонятно чем занимаются.
Существует еще одна альтернатива: мы можем держать в секторе Газа свои войска. Но есть вопрос: «Хотим ли мы этого?». Я думаю, что не хотим. Это никому не нужно, ведь будут гибнуть молодые солдаты - юноши и девушки.
- Так что же, получается тупик?
- На мой взгляд, да, получается тупик. Я стараюсь услышать и отследить все высказывания серьезных мировых аналитиков, политиков, выкладки международных институтов и организаций. На сегодняшний день еще никто не выдал разумное, рабочее предложение, которое можно воплотить в жизнь. Идею взять и выгнать всех из сектора Газа мы рассматривать, конечно же, не будем.
Хотя одним из наиболее реальных предложений стала идея передать сектора Газа Египту.
- Но Египет против...
- Да, в том-то и дело. В Египте тяжелая экономическая ситуация, страна находится на грани дефолта. Каиру предложили деньги, которые могут спасти экономику, но они все равно отказались, так как прекрасно понимают, с чем имеют дело. И завтра все эти проблемы (связанные с палестинцами из Газы, - ред.) могут стать уже сугубо египетскими, а им это абсолютно не нужно.
- А кто является основным бенефициаром конфликта на Ближнем Востоке, вызванным вторжение ХАМАС в Израиль 7 октября? Многие эксперты на Западе считают, что выгодополучателем стала Исламская Республика Иран (ИРИ). Так, американское издание The Hill отмечает, что Иран срывает саудовско-изральский процесс нормализации договоренности и т.д. И очень интересна позиция Ирана, ведь Тегеран не предпринимает жестких действий в отношении Израиля, звучит только гневная риторика. А на днях высший руководитель ИРИ Али Хаменеи вообще заявил, что Иран не стремится уничтожить евреев и сионистов: «так говорили арабы, но мы так никогда не считали».
- Однозначно можно сказать, что за всем этим (атакой ХАМАС - ред.) стоит Иран. Ни для кого не секрет, что ХАМАС и «Хезболла» в Ливане находятся на содержании ИРИ. Если бы 7 октября боевики ХАМАС смогли выполнить поставленные перед ними задачи, сегодня картина была бы совершенно иной. Они выскочили из сектора Газа, захватили близлежащую полосу и кибуцы, дошли до городов Сдерот и Нетивот, но не смогли продвинуться дальше. А если бы они дошли до шоссе №40 (а это одна из самых длинных междугородних автомагистралей в Израиле), то уже за ней стоит город Кирьят-Гат, а далее начинаются арабские поселения. Местные арабы, скорее всего, присоединились бы к атакующим. И в Самарии (Западный берег реки Иордан) уже начинались волнения, но туда были введены войска.
Сейчас пленные боевики рассказывают, что они планировали дойти до города Ришон-ле-Цион, а оттуда и до Тель-Авива (расстояние между ними всего 7 км - ред.).
Если бы этот план удался, то Иран говорил бы сегодня по-другому. Но боевая акция ХАМАС сорвалась, они не смогли выполнить задачу, боевиков смогли остановить. А Иран в итоге решил плавно дистанцироваться от этого. И даже иранские прокси – «Хезболла» - не очень резко выступают, хотя и постреливают на севере Израиля.
В Тегеране заявили, что поддерживают ХАМАС, но не те методы, которые были использованы 7 октября. Это очень извилистая формулировка.
Что касается арабо-израильского процесса по нормализации, то он не разрушен, хотя и приостановлен. Понятно, что Израиль и Саудовская Аравия не могут вдруг полюбить друг друга. Но стоит вспомнить желание Саудовской Аравии получить добро от сильных мира сего на создание ядерной бомбы. На этих условиях они и согласились пойти на мирный процесс с Израилем.
Другой фактор нормализации - это возможность заключить выгодные финансовые контракты с Израилем, которые уже в разработке. Речь идет о строительстве портов, нефте- и газопроводов. Мелкий и средний израильский бизнес уже работает в Саудовской Аравии, хотя последний момент не очень влияет на отношения между странами.