Формат сотрудничества «3+3» на Южном Кавказе вызывает в Армении опасение, и это несмотря на то, что официальные представители Еревана формально приняли участие в недавних консультациях в рамках этой платформы в Москве.
Один из армянских деятелей, экс-депутат Арман Абовян призвал привлечь некие «карабахские власти» в качестве наблюдателя в шестисторонний формат (об этом мы ранее сообщали). Другой известный армянский политолог Александр Искандарян задался вопросом: Почему платформа называется «З+3», а не «3+5»? Мол, в платформу можно было включить и сепаратистские образования Абхазию и Цхинвальский регион («Южная Осетия»).
При этом Грузия и без того избегает участия в платформе «3+3», которую без Тбилиси уже неформально называют «3+2», а разговоры об Абхазии и Цхинвальском регионе, даже теоретические, оптимизма Грузии не добавят.
Своим мнением на этот счет в беседе с Oxu.Az поделился российский политолог, глава аналитического бюро проекта «СОНАР-2050» Иван Лизан:
- Я начну с Грузии. Не думаю, что Тбилиси стоит уговаривать поучаствовать в платформе «3+3». Дипломатические отношения между Грузией и Россией разорваны, разговаривать могут разве что через швейцарцев (при Посольстве Швейцарии в Грузии действует Секция интересов Российской Федерации - ред.). Для России это примерно, как переговоры России с Украиной. Их можно вести, но ни о чем договориться невозможно. Так что я думаю, что участие Грузии в этом формате для России не имеет особого значения, к тому же и Тбилиси не горит желанием.
- А что насчет Армении?
- У меня серьезные сомнения в том, что армянские элиты и в целом армянское экспертное сообщество понимают новую реальность, в которой оказалась Армения после прошлогодней войны в Карабахе.
Давайте скажем прямо, в начале 90-х годов Армении повезло. Она воспользовалась неразберихой и хаосом в Азербайджане и откусила достаточно большой кусок территории. Долгое время армяне жили с ощущением того, что они победители и «схватили Бога за бороду».
Еревану неоднократно предлагались различные переговорные форматы. Россия озвучивала варианты по урегулированию карабахской проблемы. Армении и Азербайджану нужно было пойти на компромиссы, но Ереван упрямился. Чем это закончилось для армянской стороны мы все знаем - катастрофой. И если еще раз Армения свалится в какой-то конфликт, то это обернется очередной катастрофой.
Россия постоянно отправляет армянским элитам месседж: с Азербайджаном необходимо договариваться. Да, в армянском и азербайджанском обществах может сохраняться взаимная неприязнь, но взаимодействовать необходимо. Однако, как мне представляется, Армения продолжит политику саботирования различных дипломатических инициатив. И это, как я уже сказал, в очередной раз закончится для Армении плохо.
- Чем формат «3+2» (если мы не учитываем Грузию) опасен, плох для Армении? Ведь речь идет об экономическом сотрудничестве, как это может угрожать Еревану?
- Он плох тем, что Еревану необходимо будет что-то делать. Пока есть нынешняя ситуация, можно играть в национализм, не подвергаясь критике. В таких условиях легче ничего не делать. Лучше быть «патриотом-идиотом», чем рациональным прагматиком.