Президент Франции Эммануэль Макрон, выступивший на прошлой неделе в эфире французских телеканалов France 2 и TF1 с заявлениями по войне в Украине, продолжает удивлять не только мировое экспертное сообщество, но и своих союзников по Североатлантическому альянсу. Макрон заявил, что Франция не возьмет на себя инициативу в военных действиях в Украине, но Запад не должен позволить России победить. Кстати, президент Франции в интервью France 2 и TF1 не говорил о том, что французский контингент точно окажется в Украине, хотя намекнул на это.
Затем в интервью украинским телеканалам Макрон отметил, что предложит России ввести режим прекращения огня в Украине на время Олимпиады в Париже, которая пройдет в июле-августе. А если вдруг позвонит президент России Владимир Путин, то Макрон ответит на звонок.
Далее, в минувшие выходные президент Франции, как пишет парижское издание Le Parisien, заявил, что Париж может себе позволить проведение наземных операций в Украине.
По сути, ничего нового в словах Макрона нет, но столь противоречивые высказывания и агрессивная риторика уже повысили градус напряжения. Вряд ли случайно, что в большинстве западных столиц поспешили откреститься от заявлений главы Франции. Раскритиковали Макрона и французские политики - от Жордана Барделла до Жан-Люка Меланшона. Французского президента обвинили в использовании войны для внутренних электоральных целей, желании объявить войну РФ, чтобы замаскировать свой провал во Франции, и раздувании пожара потенциального мирового конфликта.
Заявления Эммануэля Макрона в беседе с Oxu.Az прокомментировал российский политолог, франковед, кандидат исторических наук, доцент Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и госслужбы Игорь Игнатченко:
- Анализируя политические действия Макрона, надо исходить из того, что нынешний президентский срок для него последний. Поэтому он может говорить все что угодно, не ограничивая себя и не обращая внимания на возможные последствия лично для своей персоны. Кроме того, Макрона сейчас можно воспринимать в качестве некоего тарана, с помощью которого вбрасываются в информационное поле определенные мысли. Изначально они могут показаться радикальными, но затем их подхватывает какая-то часть международного политического истеблишмента, после чего эти идеи входят в повседневный дискурс европейских политиков.
Есть и еще момент. Можно сказать, что Макрон мечется в поисках своей позиции. Некоторое время назад он безуспешно пытался стать главным переговорщиком по российско-украинскому кризису. Сейчас президент Франции ищет новую площадку, на которой он может проявить себя в качестве лидера единой Европы. Поэтому он очень быстро трансформировался в главного «ястреба» Евросоюза, который пытается повести за собой европейцев, настроенных максимально агрессивно по отношению к России.
А еще Макрон проводит параллели между собой и Наполеоном I (императором французов в начале XIX века - ред.). Для Эммануэля Макрона президентский срок - это его политическое наследие в истории Франции. Он не мыслит в категориях следующего президентского срока, который для него невозможен. Макрон думает только о том, каким запомнят его французы, это, возможно, связано с его психологическими особенностями. А вот особых успехов за первую каденцию (срок полномочий должностного лица или органа власти - ред.) и часть второй у французского президента не было. Поэтому он повсеместно ищет триумф, пытается добиться хоть какой-то маленькой победы для Франции на международной арене. Возможно, он увидел свой шанс в усилении конфронтации.
В контексте заявлений Макрона нельзя забывать и о выборах в Европейский парламент, которые пройдут в июне этого года. Позиции политических сил, которые поддерживают французского президента, значительно ослабли, зато усилился правый блок, в том числе и такой политик, как Марин Ле Пен. Так что французский лидер пытается объединить всех вокруг национального флага, чтобы ослабить политических противников перед выборами в Европарламент.
- А то, что заявления президента Франции могут поставить весь мир на грань третьей мировой войны, самого Макрона не волнует? Кстати, ведущие французские политики осудили Эммануэля Макрона за высказывания, которые ведут к эскалации ситуации в мире.
- Как я уже сказал, Макрону не нужно переизбираться на новый срок. Он уже попробовал использовать максимально агрессивную риторику в адрес России. Отойти с этой позиции он уже не сможет до конца своего президентского срока. Вероятно, что дальше заявления могут быть только жестче.
- Ситуация в Африке продолжает ухудшаться для Франции. Может, поэтому Макрон занялся Молдовой, где Париж собирается открыть военную миссии, Южным Кавказом (поставки вооружений в Армению, антиазербайджанские резолюции Европарламента и ПАСЕ и т.д. с подачи французов), Украиной (об этом мы с вами поговорили)?
- Позиции Франции в Африке действительно слабы как никогда. Французы сталкиваются там с активными действиями Китая, России. Очевидно, что Макрон сильно обиделся на Москву за то, что Российская Федерация в зоне «коренных интересов» Франции теснит Париж. Изначально стратегия Французской Республики состояла в том, что если даже у них будет какое-то напряжение с правительствами африканских стран, то отсутствие конкуренции даст возможность французам перезагрузить отношения. Но выяснилось, что африканские государства очень быстро могут переориентироваться на Китай и Россию. А ведь французы привыкли к безраздельной монополии в этом огромном регионе. И в итоге Макрон входит в историю Франции как президент, который потерял Африку для Французской Республики.
Поэтому Эммануэль Макрон пытается отыграться на других площадках. А главный конкурент, который его обидел - это Россия. Соответственно, Париж решил попытаться выдавить Российскую Федерацию из Южного Кавказа, делая ставку на Армению. То же самое касается других стран и регионов, где французы стали проявлять активность. Все это - часть политической стратегии и попытка отомстить. Тема личной обиды здесь достаточно четко просматривается.
- Но может ли гипотетическое укрепление позиций Франции в Молдове, Армении и других странах, компенсировать потерю Африки?
- Потерю Африки для Франции ничто не может компенсировать. Это просто попытка хоть что-то отыграть. Кстати, я думаю, что последнюю эскалацию Макрона стоит попробовать оценить в связи с Арменией. На примере украинского трека Париж может показывать Еревану, что ему можно доверять, считать надежным союзником, который может даже использовать силу для защиты своих партнеров. Республика Армения (РА) продолжает колебаться, выбирая между Россией и Францией. А после выхода из Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) главным куратором РА станет именно Французская Республика. Поэтому Макрону важно показать, что он «своих не бросает».