Политика Франции в отношении Азербайджана чревата разрывом нормального сотрудничества, вообще каких бы то ни было связей между обеими странами. К этому ведут необоснованные, лживые обвинения в адрес Баку со стороны президента Франции Эммануэля Макрона, главы МИД Катрин Колонна и других французских деятелей, которые преподносят добровольный, без применения силы, уход карабахских армян с территории Азербайджана как «заранее спланированную этническую чистку». Не говоря уже о неадекватных попытках Франции добиться принятия антиазербайджанской резолюции Советом безопасности ООН, имеющих своей целью вернуть канувший в Лету «нагорно-карабахский вопрос» в повестку мировой политики. Более того, Париж обозначил свое намерение выступить усилителем военного потенциала Армении и предоставить ей соответствующие оружие и технику.
Однако принесет ли французская помощь реальную пользу самой Армении? Утвердительный ответ на этот вопрос невозможен.
Прежде всего, засилья Франции в Армении не приемлет окружение последней. Против этого выступают все крупные региональные державы - Турция, Россия, Иран. Поскольку их геополитические интересы на Южном Кавказе базируются на неприятии влияния нерегиональных государств. Даже Иран, «красной чертой» которого в виде «неприемлемости нарушения территориальной целостности Армении» столь тешат себя армянские политические круги, дает понять, что в стратегическом отношении его не устраивает амбициозное присутствие Парижа в регионе. Поскольку закрепление в Армении позиций Франции, а значит, НАТО и Запада, однозначно угрожает долгосрочным интересам национальной безопасности Ирана.
С учетом также и явно выраженного неприятия Турцией и Россией проармянских геополитических игр Франции, очевидно, что самой Армении при таком раскладе угрожает перспектива превратиться в полигон противостояния между великими державами. Этакая сириизация по-армянски.
Подобная перспектива не прельщает и северного соседа Армении - Грузию, которая, хоть и ориентирована на Запад, но крайне не заинтересована в раздувании геополитического пожарища в регионе. Тем более с вовлечением в него самой Грузии. Что, собственно, и дает понять официальный Тбилиси выстраиванием своего осторожного, сдержанного подхода к российско-украинской войне. Но, кроме того, и согласием выступить в роли площадки прямых переговоров между Азербайджаном и Арменией.
Что же касается Азербайджана, то он исходит из очевидного: любая внешняя помощь, в данном случае - со стороны Франции, всегда направлялась и направляется Арменией против его безопасности и национальных интересов. Поэтому Азербайджан при необходимости всегда может использовать свое право устранить любую представляемую Арменией угрозу. Включая и ту, что создается при содействии Францией, предусматривая, в частности, ремилитаризацию страны, сокрушенной в ходе 44-дневной войны и осуществленных ею в поствоенный период многочисленных агрессивных провокаций.
Таким образом получается, что Франция, помогая Армении, лишь оказывает ей медвежью услугу. Ибо французская помощь, в ущерб интересам Азербайджана, закроет для Армении окно возможностей, предложенных ей самим Азербайджаном с целью нормализации двусторонних межгосударственных отношений и налаживания взаимовыгодного сотрудничества.
Политика Франции, сулящей Армении военные дары и одновременно строящей против Азербайджана всевозможные козни на международной арене, лишь поощряет в армянских кругах реваншистские помыслы. А значит - практически лишает Армению мирного будущего. Поскольку сохранение антиазербайджанской политической повестки армянского государства чревато его уничтожением.
Впрочем, искренне ли беспокоит это Францию, которая использует армян как инструмент обеспечения своих интересов, нацеленных, судя по всему, на то, чтобы найти для себя некую нишу в далеком от нее стратегически важном регионе? Вопрос, как говорится, риторический.
Источник: Oxu.az