За последние недели произошло много событий, которые могут свидетельствовать об усилении угрозы применения ядерного оружия в мире. Речь идет о различных конфликтах, как уже находящихся в горячей фазе, так и имеющих потенциал к резкому обострению.
В случае столкновения России и Украины о применении тактического ядерного оружия уже практически не говорят. Зато заговорили об этом на Ближнем Востоке, где идет война между Израилем и радикальным палестинским движением ХАМАС. Недавно министр по делам наследия Израиля Амихай Элияху заявил о возможности нанесения ядерного удара по Газе. Конечно, позже он сказал, что его не так поняли, но слова прозвучали. И, как сказал один из израильских политологов по этому поводу: «что у умного на уме, то у дурака на языке».
Из других событий можно выделить подписание президентом России Владимиром Путиным закона об отзыве ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Далее в Пентагоне сообщили, что США модернизируют свою основную атомную бомбу B61 до варианта B61-13. Северная Корея провела испытания твердотопливных реактивных двигателей новой баллистической ракеты средней дальности. Россия заявила о выходе из соглашения с Японией о сотрудничестве в целях ликвидации подлежащего сокращению ядерного оружия. И, конечно, нельзя обойти вниманием еще одно событие, которое касается уже непосредственного региона Южного Кавказа. В конце октября правительство Грузии совместно с профильными учреждениями разработало детальный план действий на случай ядерной войны в регионе.
Так насколько возросла в мире угроза применения ядерного оружия? Этот вопрос Oxu.Az адресовал профессору Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), ведущему научному сотруднику Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М.Примакова (ИМЭМО) Российской академии наук Дмитрию Тренину:
- Военный конфликт, даже опосредованный, между ядерными державами, как это происходит между Россией и США, таит в себе угрозу применения ядерного оружия. Тем более в условиях, когда США поставили цель нанесения России стратегического поражения. О поражении России, конечно, сейчас не может быть и речи, но постоянная эскалация конфликта, которую проводят США, ведет в принципе к непосредственному столкновению России и НАТО. Если оно произойдет, конфликт станет ядерным.
Чтобы избежать ядерной войны и пресечь или ограничить эскалацию конфликта на территории Украины, Россия стремится усилить свое ядерное сдерживание США. На это направлены такие шаги, как размещение тактического ядерного оружия РФ в Беларуси; приостановка выполнения Договора СНВ-3 (договор между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений - ред.), дератификация ДВЗЯИ; отказ от обсуждения с США вопросов стратегической стабильности, пока идет война на территории Украины. И это, я думаю, только начало.
- А в каких еще горячих точках может быть теоретически использовано ядерное оружие, и при каких условиях?
- Растущая неспособность США не только разрешать конфликты, но и управлять ими, повышает риск применения ядерного оружия в других регионах: на Ближнем и Среднем Востоке (Израиль - Иран), в Северо-Восточной Азии (Корейский полуостров) и в Восточной Азии (Тайвань). Теоретически ядерное оружие может быть использовано в Европе (хотя вряд ли на территории Украины). Надеюсь, конечно, что дело до этого не дойдет, но эффективность сдерживания зависит от достоверности возможного применения. Мир в ядерную эпоху основывается на страхе. Уходит страх - вероятнее военное столкновение и появляется возможность применения ядерного оружия.
- А стоит ли опасаться странам Южного Кавказа, учитывая, что в Грузии уже разрабатывают планы действий на случай ядерной войны разрабатывают? Из «ядерного» на Южном Кавказе есть Армянская АЭС, ядерная Россия и «околоядерный» Иран, примыкающие к региону.
- Я не вижу реальных рисков применения ядерного оружия на Южном Кавказе. Конечно, в регионе сохраняются конфликтные ситуации, которые могут привести к новым вооруженным столкновениям, но мне трудно предположить, чтобы кто-то применил здесь ядерное оружие.