В преддверии встречи 12 июня глав МИД Азербайджана и Армении Джейхуна Байрамова и Арарата Мирзояна в США первый заместитель пресс-секретаря американского Госдепартамента Ведант Патель заявил, что Соединенные Штаты рады, что переговоры между Арменией и Азербайджаном продолжаются. По его словам, стороны стремятся обеспечить мирное будущее для Южного Кавказа.
Несмотря на то, что в Ереване иногда намекают на возможность подписания соглашения о мире до конца 2023 года, значительная часть армянского общества считает мир с Азербайджаном унизительным. При этом, как отметил министр иностранных дел АР Джейхун Байрамов на церемонии закрытия программы «Внешняя политика» для дипломатов в Университете АДА, окончание 44-дневной Отечественной войны создало в регионе новую реальность, но «Армения и ее покровители не желают мириться с ней и продолжают свои провокации».
В чем заключается унижение и чего добиваются в Ереване? Оказывается, в Армении хотят, чтобы Азербайджан удовлетворил «хотя бы 5%» их требований. Об этом проговорился армянский политолог Беньямин Погосян. А то, что эти 5% (судя по всему речь идет все-таки о территориях, возможно об азербайджанских анклавах в РА) Армении не принадлежат, не особо беспокоит армянских аналитиков. А еще Азербайджан почему-то должен построить в Армении жилье для карабахских армян, которые не захотят жить под юрисдикцией АР и т.д.
Украинский журналист, исследователь Университета Джонса Хопкинса (SAIS) в Вашингтоне Николай Воробьев, к которому за комментарием обратился Oxu.Az, отметил, что есть определенные параллели между российско-украинской войной и армяно-азербайджанским конфликтом, хотя у них различные геополитические предпосылки:
- Украина, как и Азербайджан, защищает свою территорию. И мы в состоянии вернуть оккупированные земли (что уже сделал Азербайджан - ред.). Но у нас не было возможности вернуть Крым и Донбасс до 24 февраля 2022 года. Сейчас нам поступает беспрецедентная военная помощь, стоит вопрос о предоставлении Украине истребителей F-16, приходит серьезная техника, мы готовимся к контрнаступлению, нанесению поражения России и возвращению своих территорий, возможно, даже в этом году.
Теперь что касается Армении и ее «пожеланий» (кавычки наши - ред.). У этой страны нет реальной поддержки международных партнеров. В первую очередь я говорю о России и ОДКБ. И как бы в Ереване ни хотели, никаких 5% требований, или (ранее оккупированные - ред.) территории они не могут закрепить за собой. А Азербайджан тем временем набирает силу, у вас влиятельные международные союзники. Вооруженные силы АР уже показали свою эффективность в 2020 году.
Российско-украинская война чем-то напоминает вторую Карабахскую. И у вас, и нас на поле боя столкнулись армии XX и XXI веков. Азербайджан использовал современные технологии, воевал фактически по натовским стандартам. Армения же осталась в этом плане в XX веке.
Желание армянских деятелей сохранить 5% или даже хотя бы 1% можно сравнить с попыткой сохранить лицо. И это касается внутриполитической ситуации в Армении. Очевидно, что отказ удовлетворить хотя бы часть армянских условий может вызвать потрясения внутри страны и даже привести к уходу действующего премьер-министра Никола Пашиняна. Армянская власть именно этого и опасается, речь не идет о, так скажем, объективном желании сохранить часть чужой земли. Это, как я уже сказал, субъективные внутриполитические игры.
- А ведь Никол Пашинян сам признал территориальную целостность. Но в Ереване все равно говорят о «хотя бы 5%»...
- Ну, во-первых, очевидно, что в Армении есть партия войны. Пашиняна окружают разные люди, и не все они хотят признавать территориальную целостность Азербайджана. Во-вторых, для многих в РА признать капитуляцию, поражение своей страны - это трудно, а иногда и невозможно. Это еще и вопрос выборов, рейтинги же терять не хочется. А многим избирателям, возможно, нравится идея продолжения войны, соответственно, на следующих выборах они могут выбрать «ястребов», выступающих за реванш, а не «голубей», желающих заключить мир.
- Кстати, о реваншистах. Армянская радикальная оппозиция выступает за то, чтобы «власти» Карабаха вооружили всех проживающих в этом регионе армян. Цитата: «мужчин и женщин, млад и стар...». С таким призывом, к примеру, выступил член Совета Национального демократического полюса Армении Жирайр Сефилян...
- Это, скорее, эмоциональное заявление. Как они себе это представляют? Что, просто раздать местному населению стрелковое оружие? И они смогут воевать с такой развитой, оснащенной по последним стандартам азербайджанской армией? Одного эмоционально подъема, даже если он присутствует, недостаточно. Так что армянская радикальная оппозиция прибегает к популизму, чтобы набрать себе очки.
- А между тем сотни армяноязычных жителей Карабаха пользуются погранично-пропускным пунктом «Лачын», который установил Азербайджан, никаких проблем не возникает, и люди это видят. При этом различные армянские деятели, противореча себе говорят, что все это или постановочные видео, или призывают армян Карабаха не пользоваться пограничным КПП «Лачын», хотя другой возможности пересечь армяно-азербайджанскую границу просто нет...
- «ЛНР» и «ДНР» - оккупированные украинские территории - не просуществовали бы и недели без помощи из РФ. То же самое касается и Карабаха, куда переводились средства из армянского бюджета. Все эти образования сами по себе не являются жизнеспособными. И, в любом случае, они должны быть интегрированы. Карабах экономически и политически должен полностью и окончательно стать частью Азербайджана, а Донбасс и Крым - вернуться в Украину.
В чем заключалась ловушка для России? Когда РФ оккупировала Крым и Донбасс, то она не сделала лучше для людей, которые там проживают. Эти регионы стали депрессивными. И население понимает, что в Украине жилось лучше, чем под российской оккупацией. Конечно, многие брали российские паспорта, но это происходило от безысходности.
Здесь важны методы «мягкой силы». Азербайджан уже показывает, что не только физически берет территории под свой контроль, но и готов создать блага для местного населения. И когда армяне Карабаха в этом удостоверятся, то выберут то, что лучше, то есть азербайджанское гражданство.