Заявления Президента Азербайджана Ильхама Алиева, озвученные в интервью местным телеканалам, и «ответные» высказывания премьер-министра Армении Никола Пашиняна позволяют сделать вывод, по крайней мере, о ближайшей перспективе мирного процесса.
Глава Азербайджанского государства представил ключевые параметры, характеризующие саму перспективу урегулирования отношений между обеими странами. Он подтвердил, что после локальных антитеррористических мероприятий Азербайджана, осуществленных в сентябре 2023 года, появились «реальные условия для подписания мирного договора». Поэтому «необходима активная работа над текстом».
Однако что мешает выработке текста мирного договора?
Подтвердив, что «Армения хочет, чтобы у этого мирного договора были гаранты», Ильхам Алиев обозначил позицию Азербайджана, согласно которой «в этом нет необходимости». Ибо речь идет о мирном договоре, «который подпишут два суверенных государства». Азербайджан вообще против того, «чтобы армяно-азербайджанские отношения превратились в геополитическую тему», поскольку «это - вопрос между нашими двумя странами, мы сами и должны решить его». Так что, как подчеркнул Президент Азербайджана: «Если придем к договоренности, то будет подписан мирный договор. Если не придем, значит, переговоры либо будут продолжены, либо остановлены. Оба варианта возможны».
К приостановке переговоров может привести и стремление Армении внести в текст мирного договора пункт относительно делимитации и демаркации границ. Ильхам Алиев, ссылаясь на подтверждаемую международной практикой длительность делимитационного процесса, отметил, что «если мы станем смешивать эти две темы, подписание мирного договора затянется, возможно, еще на 30, 50 лет». «Мы считаем, что мирный договор должен быть подписан, и чем раньше, тем лучше. А процесс делимитации должен продолжаться», - добавил глава государства.
Таким образом, мирный договор с точки зрения Баку должен стать фундаментом азербайджано-армянского урегулирования. На основе чего и должны быть проработаны и решены вопросы, по которым в настоящий момент не достигнуто полного совпадения позиций. Включая вопросы, касающиеся делимитации границ. Но не только, если иметь в виду и принципиально значимый для Азербайджана вопрос о все еще находящихся под оккупацией Армении восьми анклавных и неанклавных селах. Позиция Азербайджана заключается в том, что все эти села подлежат возвращению, причем на дорогах, ведущих в анклавы, «должны быть созданы условия, в анклавах следует разместить людей, которые там проживали».
Президент Азербайджан четко прояснил и то, что «мы не отойдем ни на шаг от наших позиций как мая 2021 года, так и сентября 2022 года». Так как, если Армения считала эти позиции своей границей, то ей следовало признать их в качестве таковой. «Но она ведь не признавала эту границу. Считала, что ее граница находится в Агдаме», - напомнил Ильхам Алиев. По этой причине Баку и отвергает идею Еревана о «зеркальном отводе войск от линии границы на взаимной основе».
Наконец, глава Азербайджанского государства вновь четко обозначил и разблокировочную составляющую мирного процесса. Она заключается в том, что Армения должна «предоставить нам беспрепятственный проход на участке между Зангиланом и Ордубадом», а «грузы, граждане и автотранспортные средства, следующие из Азербайджана в Азербайджан, должны проходить свободно, не подвергаясь каким-либо досмотрам и не привлекаясь к таможенному администрированию». Это является обязательством Армении согласно трехстороннему заявлению от 10 ноября 2020 года. Не выполнив его, она «навсегда останется тупиком», поскольку, предупредил Ильхам Алиев, «если упомянутый мною маршрут не будет открыт, то мы не намерены открывать границу с Арменией в каком-либо другом месте».
Таким образом, Армения, мечтающая о превращении в «перекресток», но при этом не желающая предоставлять Азербайджану «беспрепятственный проход на участке между Зангиланом и Ордубадом» - Зангезурский коридор, рискует и далее прозябать в состоянии изоляции. Тем более с учетом содержания «ответов» премьера Пашиняна на заявления Президента Ильхама Алиева.
Лживо утверждая, что Азербайджан «пытается сформировать территориальные претензии к Республике Армения», Пашинян вновь разглагольствует о «зеркальном отводе войск» и отрицает необходимость выполнения Арменией обязательства по открытию Зангезурского коридора. При этом он продолжает манипулировать якобы навязываемой Азербайджаном «коридорной логикой», в противовес которой выражает готовность Армении предоставить дорогу «на тех же условиях, на которых Иран обеспечивает сообщение между Нахчываном и остальной частью Азербайджана». Тем самым Ереван, по сути, настаивает на своем отказе от выполнения обязательства обеспечить беспрепятственное движение по транспортному сообщению между западными районами Азербайджана и его Нахчыванской Автономной Республикой.
Приводимый Пашиняном пример с Ираном некорректен и неуместен. Поскольку территория Республики Армения, а не ИРИ, «разрезает» территорию Азербайджанской Республики на две части. И именно Армения брала на себя обязательство по предоставлению Азербайджану своей территории для беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов. Не говоря уже о том, что это Армения удерживала под оккупацией территории Азербайджана на протяжении почти 30 лет, а нынешний мирный процесс оказался возможным благодаря сокрушению страны-оккупанта в войне 2020 года…
Противоречия, содержащиеся в заявлениях лидеров Азербайджана и Армении, подводят к мысли о том, что мирный процесс, несмотря на всю кажущуюся близость заключения межгосударственного договора, может затянуться на неопределенный срок. И даже сорваться, как об этом и предупредил Президент Ильхам Алиев. Причина подобной ситуации - в действиях Армении, что проявляется и в целенаправленном усложнении ею региональной геополитики, попытках опереться в процессе урегулирования отношений с Азербайджаном на третьи страны. Суть армянского деструктивизма не могут нивелировать и словесные игры ключевых фигур пашиняновского окружения - главы МИД Арарата Мирзояна и спикера парламента Алена Симоняна - в «плохого и хорошего» переговорщика, когда один говорит о регрессе в мирном процессе, а другой, опровергая слова первого, утверждает, что никакого регресса нет.
Создаваемые Арменией неопределенности, облюбованная ею позиция растягивания переговоров и выработки текста мирного договора, в том числе и посредством формулирования несостоятельных «ответов», не отвечают целям и задачам переговорного процесса. Его успех возможен лишь при условии обеспечения отстаиваемых Азербайджаном положений, которые, в свою очередь, базируются на принципах международного права и новых региональных реалиях, сложившихся в результате крушения армянской оккупационной политики.