На этой неделе произошло важное событие. Впервые за много лет президент Турецкой Республики (ТР) Реджеп Тайип Эрдоган побывал с визитом в Греции, где встретился с президентом и премьером Греции Катериной Сакелларопулу и Кириакосом Мицотакисом. По итогам поездки турецкого лидера была подписана Афинская декларация, и одним из самых важных пунктов, судя по всему, стало обязательство Турции и Греции воздерживаться от любых заявлений, инициатив и действий, которые могут поставить под угрозу поддержание мира и стабильности в регионе.
Произошел ли прорыв в отношениях между Анкарой и Афинами, и все идет к серьезному потеплению? Или же эта декларация является просто тактическим шагом? Турецкий политолог, профессор Университета Сютчу Имам в Кахраманмараше Тогрул Исмайыл в беседе с Oxu.Az отметил, что это не тактический ход, а необходимость:
- В последнее время отношения между странами были крайне напряженными. При поддержке Франции предпринимались действия антитурецкого характера. Мы видим позицию Греции по Израилю, по вопросам, связанным со Средиземным морем.
Впрочем, уже какое-то достаточно продолжительное время отношения между странами можно сравнить с качелями, когда то возникает взаимопонимание, то, наоборот, начинается охлаждение.
Надо обратить внимание на то, что Греция активно милитаризируется при поддержке Соединенных Штатов. Туда был направлен дополнительный контингент американских военных. Мы видим, что идет и милитаризация островов. Тем самым греческая сторона прямо нарушает Лозаннское соглашение, подписанное 100 лет назад в июле 1923 года. Звучат и воинственные заявления. Это очень негативные моменты.
Два государства, которые являются соседями по Эгейскому морю, не могли решить проблемы островов и других беспокоящих моментов. Я вам приведу пример - один из островов находится всего в двух километрах от границы с Турцией (в связи с этим возникает много сложностей, связанных с морским правом - ред.).
Так что сейчас было необходимо потепление. Два соседа, союзники по НАТО не должны иметь конфликтную ситуацию, это просто не выгодно ни Анкаре, ни Афинам. И поэтому визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Грецию имеет особое значение.
- Вы уже обозначили некоторые проблемные вопросы между Турцией и Грецией. Но ключевой из них, насколько я понимаю - спор относительно делимитации территориальных вод в Эгейском море?
- Да, это самая главная проблема. Вторая тема - милитаризация островов в Эгейском море, о чем я уже сказал. Третья тема - увеличение количества американских военных баз на территории Греции. Конечно, это не проблема Турции, но Анкара имеет все основания быть обеспокоенной. Для чего это нужно? И четвертая тема - политическая, она касается Кипра и других моментов.
А ведь было время, когда Турция и Греция были чуть ли не союзниками. Достаточно вспомнить 50-е годы прошлого века. Шли даже разговоры чуть ли не о создании союзного государства.
- В Ереване и Афинах часто говорили о создании некой оси, союза Греция - Кипр - Армения, направленного, естественно, против Азербайджана и Турции. Настолько актуальна эта тема?
- В свое время, когда я работал в Азербайджане, писал про греческую политику. В конце 90-х годов глава Генштаба Греции приезжал в Ереван, где говорил, что друзья армян - это друзья греков, а враги Армении - враги Греции. И во Франции, и в прочих странах звучали и звучат заявления, направленные против Азербайджана и Турции, которые имеют в целом антитюркский характер.
Но ведь ситуация в регионе изменилась. После второй Карабахской войны Армения проиграла все, что можно. Азербайджан же усилил свои экономические, военные, политические и дипломатические позиции. К тому же Шушинская декларация, подписанная азербайджанской и турецкой сторонами, еще больше укрепила роль Азербайджана в регионе. Сегодня без согласия Баку и Анкары на Южном Кавказе ничего не решается. Это прекрасно понимают в России, Европе и США. Поэтому все как-то пытаются повлиять на ситуацию через Армению - самого слабого и неудачного игрока. Но эта игра может завершиться самым трагичным для Армении образом.
Конечно, в Баку и Анкаре внимательно следят за событиями вокруг Армении. А возвращаясь к Греции, отмечу, что она вряд ли чего-то сможет добиться через Ереван. И на Южном Кавказе Афины не смогут противостоять азербайджано-турецкому альянсу, интересам России (ведь нынешняя Греция уже не партнер для Москвы).