Из Парижа продолжают раздаваться заявления, которые вызывают живой отклик в армянском обществе. В Армении благодарны Франции за «подтверждение поддержки Армении», о чем сказала посол Армении в Париже Асмик Толмаджян. Так она отреагировала на выступление французского министра иностранных дел Стефана Сежурне.
Еще большее удовлетворение в Ереване вызвало заявление президента Франции Эммануэля Макрона, который сказал, что Париж «сделал исторический выбор, особенно в отношении Армении». Французский лидер дважды упомянул Республику Армения (РА). По его словам, РА привлекает французское внимание и приводит к усилению французской позиции.
Кстати, любопытно, что в своем выступлении Макрон фактически сравнил Армению с французскими заморскими территориями.
Известный российский политический обозреватель Сергей Строкань в беседе с Oxu.Az отметил, что недавнее высказывание Эммануэля Макрона продолжило список «мессианских», «пророческих» заявлений президента Франции:
- Время от времени Макрон будоражит общественное мнение некими инициативами, которые представляют его не просто как лидера одной из крупнейших европейских стран, но и человека, который творит историю. Не случайно президент Франции использует определение «исторический выбор». Сегодня Макрон пытается говорить об исторической роли Франции в Армении еще и потому, что мы наблюдаем резкий разворот Еревана в сторону Запада. Французский президент хочет стать проводником, наставником, старшим братом, который откроет Армении дверь в евроатлантическое сообщество.
Апелляция Макрона к неким заморским территориям отсылает к неоколониальным амбициям Франции, как бывшей колониальной державы. В Азербайджане же неоднократно и довольно жестко подвергали Париж резкой критике как раз за вышеупомянутые неоколониальные амбиции. Макрон же дает понять, что не сдается и по-прежнему видит для себя некую высшую миссию в контексте мессианства, он хочет выглядеть собирателем некоего французского мира, частью которого он считает Армению, а Ереван участвует в мероприятиях организации Франкофонии.
Поведение Макрона привлекает внимание, но если сделать анализ заявлений и прогнозов французского лидера за последние годы, то станет ясно, что они никогда не сбывались. Нет ни одного его «пророчества», которое стало реальностью. Макрон - это мастер момента, он что-то говорит, прекрасно понимая, что завтра большинство людей об этом забудут. Но к тому времени появятся новые броские заявления французского президента. И в Баку, и в Москве Макрона давно раскусили.
- Всегда считалось, что экономика важнее политики. У Франции есть экономические интересы в Азербайджане, взять хотя бы французскую нефтегазовую компанию TotalEnergies. В ответ на угрозы Сената Франции азербайджанские парламентарии призвали правительство вывести из страны TotalEnergies. Так почему же французский бизнес молчит, не оказывает воздействия на свое правительство, которое выступает с агрессивной политической риторикой в адрес Азербайджана?
- Этот вопрос правомерен и уместен и по отношению к германскому, британскому бизнесу, да и к другим. Природа власти сейчас так устроена, что бизнес не имеет серьезного влияния на принятие решений. В случае с Францией они принимаются в Елисейском дворце, а там резиденция не главы TotalEnergies, а президента Франции.
Бизнес может ставить французскую политику под сомнение путем организации неких публикаций, экспертных встреч. Но это все равно не решающий голос.
Между тем еще Владимир Ленин говорил, что «политика есть концентрированное выражение экономики». Но посмотрите на то, что происходит в Евросоюзе. Произошло полное подчинение и насилие над экономикой в угоду политической конъюнктуре. Сегодня политика Европы - это концентрированное выражение глупости.