Новости Азербайджана | Media.az https://media.az/assets/frontend/images/favicon/android-icon-192x192.png
1002 AZ Baku Nasimi district R.Rza street, 75
Phone: +994 (012) 525-49-09
Месседжи Токаева, или Выйдет ли Армения из тупика? - АНАЛИТИКА
  1. Главная страница
  2. Политика
  3. Месседжи Токаева, или Выйдет ли Армения из тупика? - АНАЛИТИКА

Месседжи Токаева, или Выйдет ли Армения из тупика? - АНАЛИТИКА

A- A+

Первый официальный визит президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Армению вызвал немалый резонанс. Если оставить в стороне пафосные заявления сторон о высоком уровне отношений между ними, об историческом значении визита, а также оценку Токаевым Еревана как «надежного партнера» Астаны, то, как говорится, в сухом остатке имеем следующие весьма примечательные выводы.

Первое, на что следует обратить внимание: официальный визит Токаева в Армению состоялся спустя месяц после его государственного визита в Азербайджан. Тогда в Баку было проведено первое заседание Высшего межгосударственного совета Азербайджана и Казахстана, подписано несколько двусторонних документов, состоялось участие лидеров обеих стран в церемонии прибытия контейнерного поезда, преодолевшего маршрут Сиань (Китай) - Актау (Казахстан) - Баку (Азербайджан). Кроме того, президенты Азербайджана и Казахстана Ильхам Алиев и Касым-Жомарт Токаев совместно посетили освобожденные от армянской оккупации города Шуша и Физули. Причем в Физули был открыт построенный по инициативе казахской стороны Центр детского творчества имени Курмангазы. В целом государственный визит Токаева в Азербайджан стал значительным шагом на пути дальнейшего укрепления отношений между Баку и Астаной, а также раскрыл взаимосвязь этого процесса с растущим весом Организации тюркских государств (ОТГ) на международной арене.

Второй важный момент, касающийся уже непосредственно итогов визита Токаева в Армению, состоит в выраженной главой Казахстана готовности его страны предоставить площадку для переговоров между Арменией и Азербайджаном. Это довольно интересная инициатива, которая с учетом интенсивного диалога Баку и Астаны не может объясняться одной лишь заинтересованностью казахской стороны в получении политических дивидендов как посредника или модератора в азербайджано-армянском урегулировании.

Уместно напомнить, что Азербайджан на самом высоком уровне предлагал Армении переговоры в двустороннем формате, то есть без посредников в лице России и Запада, рассматривающих процесс нормализации отношений между Баку и Ереваном исключительно сквозь призму собственных геополитических целей и задач. Иными словами, Азербайджан предлагал армянской стороне вывести двусторонние переговоры из-под влияния крупнейших силовых центров, фактически превративших мирный процесс на Южном Кавказе в заложника великодержавных интересов. Достаточно отметить неприятие Россией перспективы заключения мирного договора между Азербайджаном и Арменией на американо-европейской площадке и, соответственно, неприятие Западом возможного заключения азербайджано-армянского мира на российской площадке.

С целью преодоления подобных препятствий Баку предлагал Еревану и вариант переноса двусторонних переговоров на нейтральную площадку, к примеру, в соседний Тбилиси. Однако армянская сторона предпочла отвергнуть инициативы Азербайджана, поскольку всегда рассматривала посредников (будь то Россия или Запад) в качестве покровительствующих ей центров. Такой подход, впрочем, не принес Армении никакой реальной пользы - ни в 30-летний период оккупации азербайджанских территорий, ни после обернувшейся ее сокрушительным провалом 44-дневной войны 2020 года.

Тем не менее скорейшее заключение мирного договора остается в повестке дня, а потому готовность Казахстана предложить собственную площадку для ведения азербайджано-армянских переговоров может представлять известный интерес. Ключевой вопрос при этом сводится, опять же, к позиции Армении, доселе не соглашавшейся на такой формат переговоров с Азербайджаном при внешнем участии, когда он, следуя строгой нейтральности, не обнадеживал бы армянскую сторону наиболее лучшими переговорными позициями.

Третий важный момент - акцент Токаева на необходимости разблокирования транспортных коммуникаций. Еще перед визитом в Ереван глава Казахстана в интервью агентству «Арменпресс» заявил, что «полноценное функционирование транспортного сообщения - это важный шаг к экономической интеграции всего Южного Кавказа и установлению прочного мира в регионе». Причем это было сказано и в контексте связи между Востоком и Западом через Каспийское море.

Очевидно, что ключевую роль в региональной разблокировке должно сыграть создание Зангезурского коридора. И то, что президент Казахстана, находясь в Армении, приветствовал пропагандируемый армянским премьер-министром Николом Пашиняном проект «Перекресток мира», следует рассматривать как поддержку не столько именно этого конкретного проекта, сколько общего процесса разблокирования. Процесса, который невозможен без создания Зангезурского коридора - транспортного сообщения между основной частью Азербайджана и его Нахчыванской автономией и далее с Турцией через территорию Армении. Как ни называй это транспортное сообщение, суть от этого не меняется. Тем более что она, эта суть, хорошо известна Казахстану, как крупнейшей стране Центральной Азии, участнику проекта Среднего коридора, заинтересованному в выходе на европейские рынки, государству-члену ОТГ, превращающемуся в один из значимых факторов геополитики и геоэкономики на пространстве всей Евразии.

Неслучайно оголтелая антитюркская часть армянского политикума крайне негативно восприняла итоги визита Токаева в Ереван. Характеризуя при этом сам Казахстан как страну, приверженную союзничеству с Азербайджаном и, соответственно, являющуюся в глазах антитюркской армянской элиты недругом Армении. Даже выраженная Токаевым поддержка концепции «Перекрестка мира» вызвала в армянских националистических кругах ярое негодование только потому, что этот проект, хоть и продвигается Пашиняном, но является «изначально турецко-азербайджанским проектом». Имея в виду, что он так или иначе «призван связать тюркский мир через территорию Армении».

Между тем армянскому политикуму в целом - как властям, так и оппозиции - следует исходить из того, что единственная реальная перспектива Армении как раз и заключается в том, чтобы стать транзитной территорией между Азербайджаном и Турцией, играть роль звена, связующего огромный тюркский мир. Нравится это или нет армянским горе-патриотам, другой практически мыслимой перспективы у Армении не существует. Что прямо и косвенно было подтверждено также и в ходе визита президента Казахстана в Армению.

Источник: Oxu.Az

в начало