Примечательными событиями региональной политики последних недель стали официальные визиты нового премьер-министра Грузии Ираклия Кобахидзе вначале в Азербайджан, затем в Армению. Они прошли в духе, традиционном для первых после вступления в должность визитов главы грузинского правительства в соседние страны. В ходе посещения Кобахидзе Азербайджана и Армении основной акцент был сделан на укрепление дружественных и партнерских отношений этих стран с Грузией. Немаловажное место заняла и повестка регионального мира, в рамках которой отмечалась необходимость урегулирования отношений между Азербайджаном и Арменией.
В ходе визита премьер-министра Грузии в Азербайджан были озвучены заявления, подтверждающие взаимную поддержку странами суверенитета и территориальной целостности друг друга. В частности, Кобахидзе выразил благодарность Азербайджану за поддержку им суверенитета и территориальной целостности Грузии, подтвердив также аналогичную поддержку с ее стороны суверенитета и территориальной целостности Азербайджана. В ходе визита в Армению Кобахидзе также заявил о безоговорочной поддержке Грузией территориальной целостности Армении.
Однако оценивать перспективу установления прочного регионального мира и роли в этом процессе конкретно Грузии невозможно без учета тех попыток, которые предпринимают с целью воздействовать на ситуацию на Южном Кавказе некоторые внерегиональные силы. Эти попытки вытекают, в частности, из их стремления использовать евроатлантические устремления Грузии для реализации собственных, великодержавных геополитических задач. Особенно это стало заметно после предоставления Грузии в декабре 2023 года статуса кандидата в члены Евросоюза.
В то время как Армения рассчитывает использовать грузинскую евроинтеграцию в качестве подспорья для взятого ею курса на отдаление от России (на встрече с Кобахидзе армянский премьер Никол Пашинян заявил, что в Армении с воодушевлением восприняли новость о предоставлении Грузии статуса кандидата на вступление в ЕС), Запад откровенно поощряет расширение отношений между Тбилиси и Ереваном.
Особенно с учетом того, что без Грузии Армения ни географически, ни логистически не может рассчитывать на полноценную интеграцию с Западом. Не исключено, что именно Западом, в частности Францией, было вдохновлено и подписание в январе нынешнего года Арменией и Грузией декларации о стратегическом партнерстве.
Все это является частью гораздо более масштабного плана западных центров - вытеснения России из Южного Кавказа, в целях чего инструментом выступает вовлечение региональных стран в тесное взаимодействие с США и ЕС. Но на Западе существует понимание отсутствия у Азербайджана - лидера и самого мощного в военном отношении государства Южного Кавказа - цели вхождения в такие структуры, как ЕС и НАТО. В отличие от евроатлантически ориентированной Грузии, не говоря уже об активизировавшихся в последнее время прозападных потугах Армении.
Азербайджан оценивал и намерен оценивать впредь привлекательность внешних центров, включая и западные, исключительно с точки зрения своих национальных интересов. Поэтому он никогда не выступал и не будет выступать орудием направленных против кого бы то ни было геополитических планов тех же Соединенных Штатов и Евросоюза. Но сможет ли устоять Грузия перед напором Запада, который, судя по всему, не прочь использовать ее, а также Армению для подрыва безопасности региона с целью последующего взятия его под свой, евроатлантический, контроль?
Между тем все более заметно, что в качестве одного из проявлений грузинской евроинтеграции - причем вне привязки к желаниям самого Тбилиси - выступает расчет Запада использовать ее и в антиазербайджанских целях.
Сам Азербайджан прагматично подходит к факту сближения Грузии с ЕС, с уважением относясь к внешнеполитическому выбору соседней страны. Президент Ильхам Алиев в одном из своих заявлений, а именно в выступлении 6 декабря 2023 года на состоявшемся в Университете АДА форуме «Карабах: Возвращение домой спустя 30 лет. Достижения и трудности», выразил даже уверенность в том, что Грузия после того, как станет членом ЕС, будет поддерживать Азербайджан в обсуждениях в рамках данной организации. «В наших отношениях ничего не изменится. Наоборот, в ЕС у нас появится еще один близкий друг, который будет нас защищать. Надеемся, что тогда грузинские депутаты Европарламента будут просвещать европейских парламентариев об Азербайджане, и те станут более реалистичными», - подчеркнул Алиев.
Однако опасность превращения Грузии в инструмент реализации интересов внешних центров существует и в связи с тем, что определенные круги Запада не устраивает новая реальность на Южном Кавказе, сложившаяся в результате победы Азербайджана в Карабахской войне и восстановления его суверенитета на всех освобожденных от армянской оккупации территориях. Существенной частью этой реальности является усиление проводящего независимую политику Азербайджана, и, пытаясь противодействовать этому процессу, западные круги откровенно дестабилизируют ситуацию на Южном Кавказе. Речь идет, прежде всего, о Франции, стремящейся заменить Россию в качестве «гаранта безопасности» Армении.
Франция начала поставки в Армению своего оружия и военной техники, но в качестве транзитного маршрута выбрана Грузия, которой дают понять: не для того ей предоставили статус кандидата на вступление в ЕС, чтобы она отказалась предоставлять свою территорию для перевооружения Армении. То есть процесса, который, с учетом неурегулированности азербайджано-армянских отношений и сохраняющихся территориальных претензий Армении к Азербайджану, однозначно направлен против его интересов - интересов государства, являющегося ближайшим другом и партнером Грузии.
В связи со всем этим возникает вопрос: не вызовут ли известные расхождения во внешнеполитических приоритетах Азербайджана и Грузии - традиционных партнеров, добрых соседей и друзей - определенные проблемы в их двусторонних отношениях?
Визит премьер-министра Грузии в Азербайджан дал основание считать, что обе стороны осознают подобные риски, равно как и необходимость их преодоления. Ильхам Алиев заверил, что «две страны и дальше рука об руку, плечом к плечу будут идти вперед и вместе решать стоящие перед ними задачи». А Ираклий Кобахидзе выразил готовность и впредь «делать все возможное для углубления дружбы, сотрудничества и партнерства» между Азербайджаном и Грузией.
Остается лишь надеяться на то, что декларирование Грузией подобной готовности не разойдется с ее конкретными делами. Особенно по вопросам, напрямую затрагивающим безопасность Азербайджана. Тем более что в условиях переживаемых на всем евразийском пространстве суровых геополитических потрясений Азербайджан и Грузия жизненно заинтересованы в том, чтобы и далее совместно выстраивать систему региональной безопасности. Этому служит, в частности, и весьма эффективный трехсторонний формат сотрудничества Азербайджан - Грузия - Турция. Не говоря уже о том, что, в отличие от лишенного какого-либо практического содержания стратегического партнерства Армении и Грузии, стратегическое партнерство Азербайджана и Грузии является подлинным и прошедшим испытание временем. Значимым не только для безопасности и многостороннего сотрудничества на Южном Кавказе, но и для развития интеграционных процессов в масштабах всей Евразии.