Из Кыргызстана часто приходят новости, которые могут свидетельствовать о том, что на страну оказывается серьезное внешнее влияние. Это и попытки переворотов (второй в этом году случай зафиксирован буквально несколько дней назад), это закон «О некоммерческих организациях» (НКО), вызвавший неприятие Запада (кстати, здесь есть параллели с Грузией), протесты представителей неправительственных организаций и т.д.
Что происходит? Почему оказывается такое давление на Кыргызстан? И нет ли здесь привязки к Организации тюркских государств (ОТГ), ведь не всем нравится развитие ОТГ и участие в нем Кыргызстана?
Известный кыргызский политолог, эксперт по региональной безопасности Марс Сариев в своем комментарии для Oxu.Az отметил, что процессы, которые происходят в Кыргызстане нельзя назвать случайными:
- В первую очередь это связано с тектоническими изменениями, которые происходят на этом пространстве. Дело в том, что из Организации тюркских государств плавно формируется Тюркский союз. Конечно, это вызывает беспокойство определенных глобальных игроков.
Далее. Открываются новые транспортные коридоры из Китая через Кыргызстан, Узбекистан. Есть Средний коридор из Казахстана. Все маршруты проходят через Азербайджан и далее через Грузию и Турцию в Европу. Надо отметить недавний визит председателя КНР Си Цзиньпина в Таджикистан. Это говорит о том, что планируется открыть еще одну железнодорожную ветку из Кашгара (Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая) в Душанбе, Ташкент и далее опять же через Каспий, Азербайджан в Грузию, где китайцы строят глубоководный порт Анаклия. И это тоже беспокоит глобальных игроков.
- Почему же?
- Некоторые глобальные державы, особенно те, которые столетиями держали под контролем морские коммуникационные пути, не хотят конкуренции. А сейчас мы видим, что происходит на Красном море, где йеменские хуситы блокируют движение торговых судов. В итоге эти морские пути становятся не очень рентабельными, а сухопутные коммуникации становятся для них серьезными конкурентами.
Поэтому я не исключаю попыток обострения ситуации на всем пути Среднего коридора, от Центральной Азии до Южного Кавказа, Грузии и Турции. Армению могут задействовать как триггер дестабилизирующих процессов на Южном Кавказе.
Кстати, мы видим очень дальновидную позицию Грузии, которую тоже пытались втянуть в эту игру. Возвращаясь к Центральной Азии отмечу, что неспокойно в Таджикистане, идут аресты, есть большая угроза со стороны экстремистских групп, базирующихся на севере Афганистана. У них есть план выхода на Ферганскую долину, а таким образом можно привести в движение всю Центральную Азию. И это возвращает нас к визиту председателя КНР Си Цзиньпина. Пекин обеспокоен этими процессами. Да и саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Астане показал, что мы находимся посередине бурных процессов, идет большая игра, в которую ранее играли Великобритания и Российская империя. Сейчас игроков стало еще больше.
- В Кыргызстане, как и в Грузии, очень много неправительственных и некоммерческих организаций (НПО и НКО). Их представители недавно проводили серьезные акции в Тбилиси. А в начале года протесты были и в Бишкеке...
- В Кыргызстане огромное количество НКО, наша страна лидер в Центральной Азии по этому показателю. И в Тбилиси, и в Бишкеке понимают, что НКО являются инструментом влияния определенных глобальных игроков, которые спонсируют эти некоммерческие организации с прицелом на определенные политические процессы в наших странах. Поэтому и был принят закон, касающийся НКО. Есть понимание, что это - очень мощный инструмент по переформатированию государств через цветные революции.
Попытки государственных переворотов - это тоже звенья все той же цепи. Кто-то очень не хочет, чтобы состоялось еще большее объединение тюркских государств, что привело бы к формированию цельного региона.
При этом Анкара находит общий язык с руководством Китая, что и показал июньский визит главы МИД Турции Хакана Фидана в Китайскую Народную Республику. Есть понимание того, что Синьцзян может быть разыгран в качестве игровой карты. Так, к примеру, случилось с курдами на Ближнем Востоке. Армяне хотели на Южном Кавказе разыграть карту мифической «Великой Армении». Были примеры и у нас в Центральной Азии. Уйгурская карта накачивалась глобальными игроками, но визит Хакана Фидана позволил согласовать позиции и показать Пекину, что формирование пояса тюркских стран не направлено против Китая и не может привести к дестабилизации Синьцзяна.
В целом же, когда идет такая атака на наши страны, нависает угроза со стороны террористических групп с севера Афганистана, нам необходимо координировать свои усилия. Кстати, учения «Бірлестік-2024», которые сейчас проводят совместно Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан в Республике Казахстан, свидетельствуют о том, что тюркские государства объединяются. Участие Таджикистана в учениях показывает, что и в Душанбе осознают угрозы, стоящие перед регионом. Наши контрпартнеры должны понять, что все страны региона будут сплоченно защищать себя от любых рисков. Военные учения вообще надо проводить гораздо чаще.