В Армении протестующие против делимитации и демаркации условной армяно-азербайджанской границы угрожают переместить свои акции в Ереван. И одна такая попытка 30 апреля уже была, правда, она не увенчалась успехом - поддерживающая премьер-министра Армении Никола Пашиняна полиция разогнала манифестантов, недовольных возвращением Азербайджану принадлежащих ему четырех приграничных сел.
Сам армянский премьер Никол Пашинян касаясь делимитации и демаркации в своем вчерашнем интервью Общественному телеканалу Армении отметил, что «нужно воспроизвести границу, то есть пойти и определить эту границу на земле, на основе принципов, которые уже сформированы... Из интересов нашей страны исходит, чтобы мы в конечном итоге приняли формулу проживания в нашем регионе без внешней помощи и спонсорства».
Комментируя для Oxu.Az высказывания армянского премьера, российский эксперт по постсоветскому пространству, писатель, историк и общественный деятель Дмитрий Верхотуров отметил, что у Никола Пашиняна нет другого выхода, кроме урегулирования отношений с Азербайджаном:
- Он подпишет договор, уже соглашается на делимитацию и демаркацию границы. Это тот механизм, который ему доступен. Конечно, Пашинян мог затягивать переговоры, требовать каких-то уступок, опираясь на российскую поддержку. Но сейчас он эту поддержку утратил почти целиком. А Европа, по всей видимости, не дала ему всего того, что обещала. Поэтому он волей-неволей идет по пути урегулирования, и никаких возможностей свернуть с него у премьер-министра Армении нет. Так что весь срок, что Пашинян будет находиться у власти, он будет проводить именно эту политику. Другой альтернативы, я повторюсь, у него нет.
- Почему сам процесс урегулирования, определения границ, возвращения территорий вызывает недовольство у части армянского общества и у всей оппозиции? Это же шаги по достижению долгосрочного мира.
- На мой взгляд, самая большая проблема армянского общества заключается в том, что там очень много людей (гораздо больше, чем обычно), которые окончательно утратили контакт с реальностью и живут в своем выдуманном мире. Соответственно, жители этих выдуманных миров и затевают протесты, пытаясь реальность привести в соответствие со своими представлениями. Но, судя по всему, начавший процесс (урегулирования - ред.) уже не повернуть вспять.
- Армянская оппозиция рассчитывала привлечь армию к протестам против возвращения сел, делимитации и демаркации границ, но не удалось. А вот армянское духовенство возглавило протесты. Почему, на ваш взгляд?
- Насколько я знаю, в Армянской апостольской церкви (ААЦ) серьезный кризис. ААЦ в значительной степени утратила свое влияние на армян. По всей видимости, сейчас идет некоторая политизация духовенства, которое пытается возглавить процессы против делимитации и демаркации границы. Это попытка ААЦ вернуть свое прежнее влияние, выступить неким консолидирующим фактором. Но я не думаю, что эти действия будут успешными - вряд ли они добьются того, чего хотят, и вряд ли заработают авторитет.
Если они и дальше будут забавляться подобными играми, то исторически может сложиться ситуация, которую считали невероятной: на Южном Кавказе может исчезнуть армянское государство, а армяне разлетятся кто куда, пристроившись в различных странах на правах диаспоры. Этот вариант очень возможен, и его вероятность крепнет по мере того, как происходят такие странные вещи (протесты против делимитации границы с Азербайджаном - ред.).