Проведенная в рамках второго саммита Европейского политического сообщества пятисторонняя встреча в Кишиневе - с участием Президента Азербайджана Ильхама Алиева, премьер-министра Армении Никола Пашиняна, главы Совета ЕС Шарля Мишеля, канцлера Германии Олафа Шольца и президента Франции Эммануэля Макрона - подытожила, по сути, все последние договоренности, достигнутые в ходе азербайджано-армянского урегулирования.
При этом самый первый вывод, который вытекает из итогов самой кишиневской встречи, заключается в том, что пятисторонние переговоры, как и было ранее обусловлено Азербайджаном, носили неформальный характер. Полноценным же переговорным форматом остается Брюссельский, реализуемый при посредничестве Шарля Мишеля. Это подтвердилось уже в том, что сама кишиневская встреча лидеров Азербайджана и Армении началась с участием главы Совета Евросоюза, то есть с переговоров в трехстороннем формате. И лишь затем к ним присоединились Шольц и Макрон.
Переговорные тенденции в рамках Брюссельского формата были подтверждены в заявлении Мишеля по итогам переговоров с лидерами Азербайджана, Армении, Франции и Германии. Отметив проведение «очень продуктивной встречи», глава Совета ЕС акцентировал внимание на том, что в ходе кишиневской встречи «была возможность затронуть все темы, которые мы обсуждали в Брюсселе в мае - взаимосвязи, безопасность и права, делимитация границ, мирный договор». Причем обсуждение этих вопросов в ближайшей перспективе продолжится 21 июля в Брюсселе, в рамках новой трехсторонней встречи Алиева, Пашиняна и Мишеля.
В отдельной записи в Twitter глава Совета ЕС указал на факт обсуждения в Кишиневе «всех элементов нормализации азербайджано-армянских отношений». В данном контексте он упомянул и ранее проведенные встречи в Праге и Брюсселе, на которых была засвидетельствована готовность Азербайджана и Армении к выработке мирного договора на основе взаимного признания суверенитета и территориальной целостности.
И это, собственно, второй важный вывод, вытекающий из кишиневских переговоров, где состоялась очередная фиксация главной цели. А именно - нормализации армяно-азербайджанских отношений, старт которой должно дать заключение мирного договора на основе взаимного признания суверенитета и территориальной целостности.
Вопросу заключения мирного договора будет посвящена и анонсированная в Кишиневе очередная встреча глав МИД Азербайджана и Армении, которая состоится в скором времени в Вашингтоне.
Однако при всей важности констатации всех этих целей и задач, говоря о реализации которых и сами договаривающиеся стороны, и посредники выражают определенный прогресс, очевидным является и главный камень преткновения на пути скорейшего заключения мирного договора. Несмотря на выражаемую Арменией приверженность взаимному признанию суверенитета и территориальной целостности, готовность признать Карабах азербайджанской территорией, она добивается вмешательства внешних сил во внутренние дела Азербайджана.
Так, в Кишиневе Пашинян вновь заявил о том, что вопрос безопасности и прав карабахских армян должен обсуждаться «в рамках международных механизмов». Однако Азербайджан отвергает подобную, с позволения сказать, инициативу, правомерно рассматривая ее как посягательство на свои суверенитет и территориальную целостность.
Единственно возможный «механизм» обеспечения безопасности и прав карабахских армян - это Конституция и законодательство Азербайджанской Республики. Осознание этого выражают и модераторы западной площадки. Шарль Мишель неоднократно в своих заявлениях давал понять, что рассматривает армян, проживающих в Карабахском регионе (или, если угодно, в «бывшей НКАО») Азербайджанской Республики, как этническое меньшинство. Показательно и озвученное в канун кишиневской встречи заявление Госдепартамента США, в котором приветствуются высказывания Президента Азербайджана Ильхама Алиева о возможном рассмотрении вопроса об амнистии ханкендинских сепаратистов.
Третий вывод, к которому можно прийти в связи с кишиневской встречей, заключается в фактическом закреплении параллельности западной и российской площадок переговоров по азербайджано-армянскому урегулированию. Если на первой в качестве приоритетной задачи выступает заключение мирного договора, то на второй - разблокирование региональных коммуникаций. В целом же и Запад, и Россия смирились с тем, что нормализация азербайджано-армянских отношений возможна лишь через взаимное признание суверенитета и территориальной целостности. И эта данность, несомненно, результат политики Азербайджана.
Источник: Oxu.Az