Брюссельская встреча Президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна, состоявшаяся при посредничестве и участии главы Евросовета Шарля Мишеля, как и следовало ожидать, не стала переломным событием в контексте урегулирования азербайджано-армянских отношений. Тем более что в преддверии ее имели место переговоры в Сочи, подтвердившие дееспособность трехстороннего формата Азербайджан-Россия-Армения как ключевой площадки для ведения диалога между Баку и Ереваном, а также «статус» Москвы как гаранта договоренностей, связанных с завершением 44-дневной войны и постконфликтным обустройством региона.
Кроме того, было очевидно и то, что попытки Армении добиться если не перевода центра тяжести регионального урегулирования на посредническое поле Евросоюза, то хотя бы основательного подключения Брюсселя в этот процесс с целью раскручивания вопроса о «статусе Нагорного Карабаха», не возымеют успеха. Поскольку, во-первых, сам ЕС не имеет достаточных военно-политических ресурсов и даже желания полноценно конкурировать с Россией в «азербайджано-армянской» плоскости, а во-вторых, и это главное, ни Евросоюз, ни какой-либо другой глобальный центр силы не способен реанимировать нереанимируемое. С победой в Отечественной войне Азербайджан отправил вопрос «статуса Нагорного Карабаха» на свалку истории, и эта реальность лишает какие-либо внешние силы мотивации посягательства на территориальную целостность Азербайджана.
Между тем, еще до начала трехсторонней встречи в Брюсселе произошло событие, которое лишило Армению даже минимального шанса на успешную игру против Азербайджана. Президент Ильхам Алиев четко дал понять, что правовой режим Зангезурского коридора, который, в соответствии с трехсторонним заявлением от 10 ноября 2020 года, свяжет западные районы Азербайджана с его Нахчыванской Автономной Республикой, должен быть таким же, как и в Лачынском коридоре.
«Потому что в трехстороннем заявлении открыто говорится о том, что Азербайджан обеспечивает безопасность и беспрепятственное сообщение между Карабахом и Арменией, а Армения должна обеспечить такое же беспрепятственное сообщение и безопасность между Азербайджаном и Нахчыванской Автономной Республикой. Таким образом, сегодня в Лачынском коридоре нет таможни. Поэтому ее не должно быть и в Зангезурском коридоре. Если Армения будет настаивать на использовании своих таможенных структур для контроля за грузами и людьми, то мы будем настаивать на том же в Лачынском коридоре. Это логично, и решение должна принять армянская сторона. Мы согласны на оба варианта: либо ни в одном из коридоров не должно быть таможни, либо она должна быть в обоих коридорах», - подчеркнул Ильхам Алиев.
Причем глава азербайджанского государства озвучил это заявление не где-нибудь, а в самом центре Запада, за проармянские настроения которого, как утопающий за соломинку, пытается ухватиться пашиняновская Армения. А именно - в Брюсселе, в штаб-квартире НАТО, во время совместной пресс-конференции с генсеком Альянса Йенсом Столтенбергом и - что тоже весьма примечательно - при ответе на вопрос корреспондента радио «Свободная Европа» о Зангезурском коридоре. В результате перед самым началом трехсторонней встречи в Брюсселе Ильхам Алиев нанес по позиции Армении неожиданный и мощный удар, лишивший ее возможности продвинуть свою «повестку» при содействии ЕС. Армянский премьер Пашинян успел лишь подосадовать на то, что Азербайджан, дескать, «пытается поставить в тупик вопрос открытия региональных коммуникаций».
Однако итоги встречи во многом сформировались именно под влиянием заявления Алиева. Об этом свидетельствует, прежде всего, «коммуникационная» часть итогового заявления самого председателя Евросовета. Ключевая фраза ее звучит так: «Было решено приступить к восстановлению железнодорожных линий с соответствующими мерами пограничного и таможенного контроля на основе принципа взаимности». Это, с учетом слов Ильхама Алиева о равнозначности правового режима Лачынского и Зангезурского коридоров, означает лишь признание Шарлем Мишелем правомерности подобного подхода.
Между тем, ценность такой постановки вопроса определяется еще одним подтверждением завершенности конфликта как такового. Ибо заявление Ильхама Алиева о возможном установлении таможенных постов в Лачынском коридоре говорит о готовности Азербайджана пойти на этот шаг - готовности всесторонне обоснованной, само собой подразумевающейся в контексте восстановления территориальной целостности азербайджанского государства, полной реализации его суверенных прав на всей международно признанной территории страны. И неслучайно в заявлении главы ЕС, так же как и в трехсторонних документах, принятых лидерами Азербайджана, России и Армении, ничего не говорится ни о «конфликте» как «продолжающемся явлении», ни о пресловутом вопросе «статуса Нагорного Карабаха». Не упоминается в них и Минская группа ОБСЕ, что, особенно с учетом содержания заявления Мишеля, свидетельствует об окончательном провале попыток Армении добиться «восстановления» полноценной деятельности сопредседательства. Ибо с разрешением конфликта таковая лишилась всякого смысла и актуальности.
Председатель Евросовета подтвердил также в своем заявлении, что установление прочного мира между Азербайджаном и Арменией лежит через заключение всеобъемлющего мирного договора. На пути же к нему приоритетной задачей является делимитация и демаркация межгосударственной границы, в связи с чем Мишель от имени ЕС выразил готовность поддержать этот процесс предоставлением миссии экспертов-консультантов, «оказанием технической помощи обеим странам». И никакого упоминания необходимости «вывода войск Азербайджана» из якобы «суверенной территории Армении», на что, вне всяких сомнений, надеялись, пусть даже «в глубине своей души», армянские горе-стратеги, рассчитывающие на «заступничество Запада». Брюссельская встреча показала, что никто - ни на Западе, ни где-нибудь еще - не воспринимает всерьез «приграничные» стенания Армении, которую Азербайджан лишь методично загоняет в ее международно признанные пределы.
Именно так, в международно-правовом русле и будут решаться все проблемы, касающиеся урегулирования армяно-азербайджанских отношений. В этом смысле трехстороннюю встречу под эгидой ЕС можно считать еще одним уроком для Армении, которую ведомый Азербайджаном закономерный ход событий подвергает принудительному и всеобъемлющему отказу от пережитков ее преступного оккупантского прошлого.
Натиг Назимоглу
Источник: Охu.Az