Переговорный процесс между Азербайджаном и Арменией по объективным причинам приостановился. Из трех действовавших площадок не работает ни одна. США заняты войной между Израилем и ХАМАС, Брюссель и Париж успешно дискредитировали европейскую платформу, заняв откровенно проармянскую позицию, которую в очередной раз подтвердил своими заявлениями 13 ноября глава европейской дипломатии Жозеп Боррель.
Остается Москва, которая регулярно, но безуспешно предлагает свои посреднические услуги. Помимо открыто демонстрируемого премьер-министром Армении Николом Пашиняном нежелания встречаться с российским руководством в любом формате (СНГ, ОДКБ), между Ереваном и Москвой возникло обострение, связанное с вопросом контроля Зангезурского коридора на территории Армении. Его, согласно заявлению от 10 ноября 2020 года, должна осуществлять Россия. Армянская сторона возражает.
Комментируя для Oxu.Az сложившуюся ситуацию, известный российский журналист, политический обозреватель Александр Будберг отметил, что переговоры важны в любом случае:
- Всегда лучше разговаривать, вербализировать свои позиции и получать понятные ответы. В нынешней ситуации, после восстановления Азербайджаном исторической справедливости, как сказал представитель Президента Азербайджана по особым поручениям Эльчин Амирбеков, можно формулировать следующее: мне кажется, что сейчас существует исторический шанс для достижения достаточно долгосрочного мира на всем Южном Кавказе. А из этого вытекает улучшение жизни во всех странах региона. Это очень важная возможность, которую было бы очень здорово не упустить.
При этом, если мы говорим о конкретных ситуациях, то сейчас война маловероятна в силу простых причин. Азербайджан свои задачи решил, а Армения, с моей точки зрения, не имеет никаких шансов на какие-либо успешные военные действия. Тем не менее необходимо договариваться о том, как существовать дальше, ведь с соседями надо дружить или хотя бы взаимодействовать, торговать, выстраивать логистические цепочки.
В этом смысле перед Арменией, армянским руководством стоит тяжелый выбор. С одной стороны, они понимают выгоду, которую принесет такое взаимодействие для страны. С другой - они будут находиться под давлением истерического общественного мнения: «нет никаким переговорам», «торговые коридоры ущемляют наш суверенитет» и т.д. Эта позиция довольно странная и даже глупая. Возьмем, к примеру, Россию. Существуют транспортные коридоры из Беларуси в Казахстан через РФ. Это же никак не ущемляет Российскую Федерацию.
Далее. Если Армения не будет заниматься коммуникациями, то Азербайджан - и это уже понятно - легко найдет альтернативу, проложив коридор через Иран. Но в целом было бы здорово, если бы началось взаимодействие, возникли договорные отношения (между Азербайджаном и Арменией - ред.), которые могли быть использованы для улучшения жизни населения региона и стабилизации ситуации на Южном Кавказе.
- Вы упомянули коридор из основной части Азербайджана в Нахчыван. Действительно в Армении какая-то истерика, все кричат, что эта транспортная коммуникация выгодна только Азербайджану и Турции. При этом, как вы верно заметили, Баку готов проложить его через Иран, который очень даже этому рад. А ведь в Ереване предлагают формулу некоего «армянского перекрестка мира». Что это за перекресток мира, через который не идут дороги? Это тупик мира.
- Да, в целом вы правы. Если нет торговых путей, то это не перекресток, а тупик. У Армении какая-то детская позиция: мы - перекресток мира, но транспортные пути от одного соседа к другому через свою территорию не пропустим. А ведь очевидно, что Иран, несмотря на какие-то возможные заявления на внутренних переговорах с армянской стороной, очень хочет получить этот коридор на постоянной основе, зарабатывать на этом деньги.
Я не понимаю, почему Армения хочет от этого отказаться. Видимо, это какие-то особенности армянской национальной политической системы, которая находится под большим давлением громких, высокопарных слов и которая мало завязана на практических решениях.
- А что вы думаете о факторе карабахских армян, переехавших в Армению? Он сужает поле для маневра официального Еревана в плане переговоров? Карабахские армяне радикализируют армянское общество? Армения ведь отказывается от встреч на российской площадке.
- Я не являюсь специалистом по внутриармянским вопросам. Но, с моей точки зрения, фактор карабахских армян не сильно радикализирует ситуацию внутри страны. В целом «большая Армения» заинтересована в том, чтобы заняться своими проблемами, а не проблемами армян Карабаха, большая часть которых, как мне кажется, через некоторое время переедет либо в Россию, либо в США, либо еще куда-то...
- ... кстати, в армянских пабликах появлялись данные о том, что уже около 30 000 карабахских армян покинули Армению.
- Поэтому я повторю, что не считаю, что их непосредственное присутствие в Армении сильно радикализирует ситуацию. Но вполне возможно, что некоторые силы в Армении могут использовать их как символ, жупел (нечто, внушающее ужас, страх, отвращение - ред.), чтобы как-то давить на Пашиняна.
Далее хочу отметить, что армянский премьер не может отказаться от союза с Россией, ничем его не заменив. Я вообще не могу себе представить, например, французские базы на территории Армении, даже после того, как пройдет делимитация армяно-азербайджанских границ и решится ситуация с коридорами. Я не могу себе представить нормальное взаимодействие Армении и Ирана, если западные войска окажутся в Республике Армения.
Но у армянской стороны есть странное ощущение, что если при помощи России не удалось решить проблемы, то может прийти кто-то другой, после чего все получится. Это довольно несамостоятельная позиция, я не верю, что она будет долгой. В целом же в интересах Армении было бы начать прямой диалог и выход на договоренности с Азербайджаном. Но сейчас Николу Пашиняну, возможно, в том числе и по внутриполитическим соображениям, нужно показать какого-то союзника, который придет и заменит Россию.