Грузия, Сейшельские острова, Исландия, Румыния и некоторые другие страны уже объявили о том, что разрешат въезд в свои страны привитым от COVID-19 иностранным гражданам. В Евросоюзе собираются утвердить единый сертификат о вакцинации от коронавируса. Нужны ли «ковид-паспорта», как повлиял коронавирус на «Часы Судного дня», чем отличаются генетические варианты вируса SARS-Cov-2, поможет ли вакцинирование от COVID-19 избавить человечество от пандемии?

Сегодня на эти и другие вопросы Media.Az отвечает руководитель российской Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), доктор медицинских наук Гузель Улумбекова.

- Помогут ли «ковид-паспорта» или «сертификаты» остановить распространение пандемии коронавируса? Есть различные оценки и интересный пример Израиля, где такой документ выдается только на полгода после прививки.

- Когда мы говорим об «антиковидных паспортах», то надо понимать три составляющих. Первое – это документ, свидетельствующий о том, что мы прошли вакцинацию. Второе – а какие дополнительные возможности он дает? Возможно, снятие каких-то ограничений? Третье – позволят ли такие паспорта мотивировать население вакцинироваться?

Документ, конечно же, должен быть. Еще с советских времен в поликлинических картах были вкладыши, в которых отмечалось, какие прививки сделаны. Далее надо понимать, что дает наличие вакцинации? В Израиле правильно указывают срок действия документа в шесть месяцев. На сегодня научные данные говорят о том, что иммунитет, вызываемый вакцинацией, да и у переболевших – длится не менее восьми месяцев. Может быть и дольше, и по мере появления новой информации, не исключено, что выяснится, что иммунитет будет держаться и два года. Но пока что можно говорить о шести-восьми месяцах.

Теперь о дополнительных преференциях, которые может давать наличие этого паспорта. Возможно, он позволит сократить сроки карантина, или, скажем, не нужно будет предоставлять справку об отсутствии коронавирусной инфекции при переезде из страны в страну, достаточно будет просто показать «антиковидный паспорт» с пометкой о прививке. Эти «поблажки» можно обсуждать.

Прививка, по сути, это защита здоровья человека от риска перенести тяжелое или средней тяжести заболевание, у которого могут быть очень серьезные последствия. Это, скорее всего, также существенное снижение риска заразить своих близких и коллег, просто пока недостаточно научных данных, насколько именно снижается этот риск. И, наконец, это ответственность перед обществом.

Если у 75% населения не будет иммунитета к концу года, в результате вакцинации или перенесенной болезни, то мы не сможем вернуться к нормальной жизни. Кстати, поствакцинный эффект гораздо более выраженный, чем после болезни, это важно отметить, поэтому вакцинироваться надо будет всем, просто тем, кто переболел можно прививку немного отложить.

- Есть такое важный момент, на который обращают внимание в различных странах мира: несправедливое распределение вакцин в мире. На это пожаловались в Грузии. The Economist пишет, что, к примеру, Украина получит широкий доступ к вакцине от COVID-19 не раньше 2023 года, так как эта страна относится к государствам с низким уровнем дохода и ей придется полагаться на программу поставок COVAX.

- Многие страны, такие как Россия, Индия, Китай, помогают другим государствам, отправляют соседям вакцины. Производство наращивается. Я надеюсь, что проблемы с поставками могут быть успешно решены в течение этого года. Мы все заинтересованы в восстановлении контактов между странами, так что важно максимально провакцинировать население всех стран.

- А что вы можете сказать об эффективности вакцин? В разных странах одни и те же вакцины показывают разную эффективность. Где-то чуть больше 50%, а где-то за 90%. В чем дело? Может, в методологиях оценки?

- Возможно, все дело в определенных вариантах вируса, которые циркулируют в популяциях конкретных стран. Я не встречала научных публикаций, которые объясняли бы это расхождение. Но, скажем, мРНК-вакцины от Pfizer и Moderna показали эффективность против циркулирующих сегодня штаммов вируса более 95%. Российская векторная вакцина «Спутник V» показывает свыше 90% и т.д. Но вот против южноафриканского штамма вируса эти вакцины хотя и действенны, но не так выраженно, как против других вариантов.

- Есть такие символические «Часы Судного дня», стрелки на которых с 1947 года переводят ученые-атомщики. В этом году принято решение не менять «время». Стрелки по-прежнему показывают 100 секунд до «ядерной полуночи». При принятии решения оставить все как есть анализировалась и ситуация с коронавирусом. Ученые решили, что COVID-19 не уничтожит цивилизацию, но «пандемия служит историческим тревожным сигналом».

- Да, я думаю, что мир справится с этой проблемой (улыбается). Сегодня делается все возможное, и мы видим, что наука и здравый смысл побеждают. Хотела бы добавить, что еще очень важно, чтобы была централизованная система управления здравоохранением и достойные государственные расходы на медицину - не менее 5-6% ВВП. Тогда победим точно, и не только эту пандемию.

- А как вы можете прокомментировать различный, но при этом возросший уровень смертности по странам мира после начала пандемии?

- Если говорить о ключевых факторах, которые влияют на здоровье населения, скажем, в Европе, то это, в первую очередь уровень доходов населения, затем образ жизни, и, конечно, государственные расходы на здравоохранение, о чем я выше упомянула. В России, например, вес этих факторов распределяется примерно по 30%. В странах, где у населения высокие доходы и финансирование здравоохранения, например, выше 7% ВВП, на первый план выходит образ жизни населения.

Если говорить в интервале прошедшего года, то, естественно, пандемия коронавируса повлияла на увеличение смертности как напрямую, так и косвенно. Дело в том, что значительные ресурсы системы здравоохранения были направлены на оказание помощи заболевшим новой коронавирусной инфекцией. Соответственно, объем помощи по другим показаниям упал, что и привело к росту смертности.

Надо отметить, что в странах, у которых было больше мощностей - больничных коек и медицинских работников, и было высокое финансирование здравоохранения, например, в Германии, статистика общей смертности сильно не изменилась. В ФРГ прирост смертности, включая ковидную, всего 1-2%. В Южной Корее вообще не было прироста общей смертности. А вот в Великобритании увеличение примерно на 15%, в России по итогам года ожидается - на 18%.

- И последний момент - генетические варианты вируса SARS-Cov-2…

- …Даже не продолжайте, я поняла, о чем вы хотите спросить (улыбается). Мы об этом вскользь уже упомянули. Что известно по поводу вакцин и генетических вариантов вируса? Британский вариант передается на 50% быстрее и приводит, как выяснилось совсем недавно, к более высокой смертности. В Южной Африке немного другой штамм. Он, как и британский, более заразен, при этом вакцины против него чуть менее эффективны.

Учитывая увеличивающуюся заразность британского и южноафриканского варианта по-прежнему крайне важно соблюдать масочный режим, социальную дистанцию в 1,5-2 метра между людьми, избегать посещения общественных мест.

И еще - касательно масок. Сегодня доказано, что самым эффективными являются маски версии N95. Далее по эффективности идут обычная маска, поверх которой надета синтетическая, что дает почти 90% защиты. На третьем месте с 65-70% защиты – двойная синтетическая маска.

Наир Алиев

Media.az