О бедных вкладчиках замолвите слово

О бедных вкладчиках замолвите слово

Ая -

Ая +

Media.Аz продолжает серию бесед с одним из ведущих банковских юристов Азербайджана Акрамом Гасановым.

Как же будут делиться средства обанкротившихся банков? И на что влияют изменения учетной ставки Центробанка?

«Трудно назвать точную сумму, оставшуюся в обанкротившихся банках. Проблема в том, что Фонд страхования вкладов (ФСВ) не дает эти данные. Хотя в соответствии с законом о банках, Фонд, являющийся ликвидатором этих финансовых учреждений, обязан раз в четверть года представлять кредиторам (включая и вкладчиков, и компании, у которых там остались деньги) финансовую информацию по обанкротившимся банкам.

Кроме того, должен быть обнародован и ликвидационный план», - заявил Media.Az Акрам Гасанов.

Конечно, как отмечает эксперт, речь не идет об информации, представляющей банковскую тайну. Но если забыть о банковской тайне - Фонд страхования вкладов за всю свою деятельность еще ни разу не обнародовал финансовую информацию по банкам. 

«Я говорил на заседаниях комитета кредиторов Bank Standart, в которых участвовали бывшие и нынешние руководители Фонда страхования вкладов Азад Джавадов и Вугар Абдуллаев: «Понимаю, что Вам сложно писать каждому человеку, ведь только в Bank Standart количество кредиторов примерно 45 тысяч».

А если суммировать все обанкротившиеся банки, то будет больше 100 тысяч лиц. Конечно, раз в четверть ФСВ не в состоянии писать им всем письма. Да это и лишние расходы.

Но ведь есть современные информационные технологии, сайты, в конце концов. Публикуйте, это ваша обязанность!», - отметил Акрам Гасанов.

- По Bank Standart мы примерно уже понимаем сумму, которую надо поделить между вкладчиками – 1 миллиард 200 миллионов манатов. А если взять в целом всю банковскую систему?

- Свыше двух миллиардов манатов. Речь идет о долге перед кредиторами, повторюсь.

- Насколько справедлива процедура разделения средств, которые остались в обанкротившихся банках?

- Согласно закону, в первой очереди по возвращению средств находится Фонд страхования вкладов. Он должен вернуть деньги, которые компенсировал по застрахованным вкладам. Скажем, по Bank Standart Фонд выплатил порядка 435 миллионов.

Но и во второй очереди тоже Фонд страхования вкладов! Но тут уже в качестве ликвидатора банка. Есть определенные расходы: на зарплату сотрудников, административные траты, суды и т.д. Но только по Bank Standart Фонд ежегодно тратит порядка четырех миллионов. И мы неоднократно просили дать данные – на что уходят деньги. Но нам показывают только общий бюджет. Какие же там зарплаты, что в год уходит столько денег?

Далее отмечу, что требование последующей очереди удовлетворяется только после полного закрытия предыдущей. То если закрылась первая очередь и что-то осталось, то это передается второй и так далее.

Третьими по списку идут бывшие работники банка, которые должны получить зарплату, отпускные и т.д.

В четвертой очереди идет государство, если у банка остались задолженности по платежам в госбюджет.

И уже в пятую очередь идут все остальные: физические и юридические лица.

- То есть это те, чьи вклады не были застрахованы? 

- Да. И счета юридических лиц. Так вот, остаток между ними делится пропорционально.

- Но на пятую очередь, судя по всему, вообще ничего не останется?

- Скажу вам на примере Bank Standart. Фонд страхования сообщает, что всего собирается порядка 250 миллионов. Этого даже не хватает на первую очередь! Такая же ситуация и по Техника Банк.

По другим обанкротившимся банкам на первую очередь денег хватает и чуть-чуть остается другим.

Я считаю сам подход к проблеме несправедливым. Почему Фонд страхования вкладов находится в первой очереди? Ведь получается, что никакой системы страхования вкладов у нас нет. По сути, получается, что ФСВ застраховал вклады за счет других вкладчиков.

- Но ведь те вклады, которые были застрахованы, уже возвращены…

- А за счет чего Фонд страховал вклады? Давайте я вам приведу пример из другой сферы, чтобы было больше понимания ситуации. Допустим, речь идет о страховании автомобиля. За счет чего это происходит? Все дают взносы, но страховые случаи же происходят не со всеми и не настолько часто! А по вопросу страхования вкладов мы видим другую ситуацию.

Все эти годы Фонд получал и получает взносы со всех банков. И они прямо привязаны к объему вкладов в банках. И куда делись эти средства, которые копились годами?

- Возможно, ФСВ неудачно вложился в какие-то проекты?..

- Но это же его проблемы, а не вкладчиков! Я считаю, что Фонд страхования вкладов должен быть на одном уровне со всеми, а не на первом месте. Все средства должны делиться пропорционально. А сейчас получается, что Фонд страхует за счет других. И больше, кстати, страдают не физические лица. У них хотя бы есть какая-то возможность застраховать вклады.

А что делать юридическим лицам? В том же Bank Standart осталось более 400 миллионов манатов юридических лиц.

- Но это же удар по бизнесу?

- Конечно! Бизнесмены понимают, что если банк обанкротится, то деньги выплатят застрахованным физическим лицам, а все остальное возьмет Фонд страхования вкладов.

Еще момент: ФСВ, по сути, является государственной структурой. А у нас в 29 статье Конституции отмечается равенство по видам собственности. У нас есть и госсобственность, муниципальная собственность, частная собственность. Но в данном случае получается, что некоторые «равнее».

Хочу напомнить, что несколько лет даже назад Конституционный суд признал равенство разных видов собственности.

Кстати, мы уже обратились к главе государства по этому вопросу и этот документ подписали вкладчики Bank Standart. Мы предлагаем ФСВ поставить наравне с кредиторами, а если есть возможность, то в первую очередь включить физических лиц, как это было несколько лет назад.

Кроме того, мы попросили Службу Государственной безопасности заняться вопросом невозвращенных кредитов. СГБ ведет серьезную работы, за что мы благодарны.

В основном эти кредиты были выданы родственникам высокопоставленных лиц, и мы сообщили имеющуюся информацию правоохранительным органам.

- Какого наказания, как Вы считаете, заслуживают такие люди?

- Я считаю, что сажать за экономические преступления стоит только в том случае, если люди не возмещают ущерб. А если вернут – пусть уходят…

- Мы обещали читателям в этой беседе коснуться и учетной ставки Центробанка. Возможно, все эти сложности и вынуждают ЦБА понижать в последнее время ставку (недавно она была снижена с 13 до 11%), лишь бы люди несли деньки в банки?

- Центробанк спускает учетную ставку из-за того, что наша экономика осталась без денег как раз из-за высокой ставки. Снижается экономическая активность, ведь брать кредиты в банках стало очень накладно, да и количество надежных заемщиков уменьшилось.

Наир Алиев
Media.Az

в начало