Новости Азербайджана | Media.az https://media.az/assets/frontend/images/favicon/android-icon-192x192.png
1002 AZ Baku Nasimi district R.Rza street, 75
Phone: +994 (012) 525-49-09
Простые армяне хотели бы пойти на сближение с Азербайджаном. Большое интервью с Фархадом Бадалбейли
  1. Главная страница
  2. Политика
  3. Простые армяне хотели бы пойти на сближение с Азербайджаном. Большое интервью с Фархадом Бадалбейли

Простые армяне хотели бы пойти на сближение с Азербайджаном. Большое интервью с Фархадом Бадалбейли

Ая -

Ая +

Фархад Бадалбейли - один из самых известных представителей азербайджанской интеллигенции, ректор Бакинской музыкальной академии, шушинец. В период оккупации азербайджанских территорий со стороны Армении входил в позднее упраздненное в связи с деоккупацией земель Общественное объединение «Азербайджанская община Карабахского региона Азербайджанской Республики». Корни знаменитой семьи Бадалбейли плотно связаны с Карабахом. Поэтому Фархад Бадалбейли всегда – и в период оккупации азербайджанских территорий, и после их освобождения вносил свой вклад в вопрос нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией.

Информационный ресурс «Москва-Баку» поговорил с Фархадом Бадалбейли о том, почему для Азербайджана важно начать прямые переговоры с представителями армянской общины Карабаха.

- Фархад муаллим, одна из тем, которая сейчас справедливо находится в центре - вопрос реинтеграции армянского населения Карабаха. Власти Азербайджана с 1 марта запустили официально процесс переговоров. Была первая встреча. Теперь официальный Баку пригласил представителей армянской общины на следующую такую встречу в Баку. Почему для Азербайджана это важно, почему выбрана такая тактика?

- Азербайджанское общество поддерживает линию президента, доверяет его политике, в том числе в вопросе Карабаха, нормализации отношений с Арменией. Мы еще раз показываем, что протягиваем руку мира Армении, готовы обеспечить армянское население Карабаха правами, равными с правами всех остальных азербайджанских граждан. Готовы обеспечить безопасность их жизни. Другого выхода, кроме как идти на мир, на сближение, жить вместе – нет. Ведь жили же мы вместе когда-то.

Наши власти совершенно правильно и разумно действуют, начав переговоры с армянской общиной Карабахского региона по реингеграции и экономическим вопросам. Нужно искать людей, которые хотят идти на контакт. Здесь, считаю, нужно задействовать экономический аспект. Торговля друг с другом и т.д.

Мы же цивилизованное государство, статус которого на международной арене только растет. Потом, мы из-за карабахского конфликта пережили столько горя, боли и знаем, что нужно всегда стараться вопросы решать по-человечески.

На самом деле, наверное, типично, когда конфликт между двумя сторонами длился долго, сложнее всего занимать позицию мира. И когда я, к примеру, занимаю позицию диалога с армянской стороной, часто слышу упреки. Ведь это они оккупировали наши земли, жестоко убивали мирных жителей, безжалостно выгоняли из своих домов. Но мы должны быть мудрее. Я считаю, что двигаться к миру крайне необходимо. Искать разного рода выходы к этому.

Я, например, никогда не позволял себе оскорблять армянский народ, я никогда не позволял себе оскорблять армянскую интеллигенцию. Хотя слышал в свой адрес жуткие оскорбления.

Ну есть, простите, психопаты, которые не хотят восстановления отношений. Надо к этому процессу подходить терпеливо, шаг за шагом, не поддаваясь на какие-то ни больше, ни меньше фашистские лозунги, а двигаться на сближение. Потому что другого выхода у нас нет.

Конечно, процесс был и остается очень трудным. Ведь более 30 лет откровенной вражды не прошли даром. 30 лет со стороны Армении велась антиазербайджанская пропаганда, армянскому обществу надсаживали идею некоего мифического «независимого государства». Что они сильные, что они ни от кого не зависят. Люди поверили в эту мифическую идею. Конечно, когда тебе одно и то же повторяют каждый день, начинаешь верить. Я это без тени издевки это говорю. Просто это факт. Политические амбиции людей, которые хотели заработать на национальной идее, привели к трагедии. Этих людей на протяжении порядка 30 лет оболванивали, теша надеждой, что у них будет еще одно независимое государство.

Несмотря на то, что, казалось бы, дело давно должно было идти к миру несмотря на то, что 44-дневная Отечественная война закончилась больше двух лет назад и было подписано трехстороннее заявление лидерами Азербайджана, России и Армении, армянская сторона не оставляет попыток реванша.

Сейчас армянская пропаганда все время говорит о неких остающихся в этой части Карабаха 120 тысячах армян. Это и смешно, и грустно. То есть очередные манипуляции. На самом деле там порядка 30-40 тысяч человек.

Может быть, простые люди и хотели бы пойти на сближение с Азербайджаном. Но те, кто считает себя там властью, им совершенно невыгодно терять свою «кормушку», свои финансовые потоки, которые идут из диаспор во Франции и США.

Но эти реваншисты, националисты продолжают последовательно упираться в стену реальности: Азербайджан освободил оккупированные территорий, Карабах – это Азербайджан, это признает весь мира, даже такие страны, как Франция, которая ярко выступает на стороне Армении.

Но я уверен, что есть армянская прослойка прагматичных людей, трезво смотрящих на ситуацию, на будущее. С ней и надо контактировать. Интеллигенция с двух сторон должна помогать этому процессу.

- Вам лично известны случаи обращений армянского населения к властям Азербайджана по каким-то вопросам?

- Контакты на официальном уровне идут. Возможно, такие случаи были, но я лично о них не слышал. У сепаратистов ведь довольно жесткий «режим», если такие люди среди армянской общины Карабаха появляются, уверен, что эти тенденции стараются пресекать. К сожалению, очень грустно это.

- В целом, если судить по заявлениям властей Азербайджана, официальный Баку готов обеспечить благоприятную и безопасную жизнь армян в Карабахе.

- Безусловно. Мы будем обязаны это сделать и сделаем это. До 2025 года – быть может с помощью российских миротворцев. Будем рассчитывать, что весь этот цирк с реваншистскими потугами будет закончен.

Для армянского населения Карабаха существует два варианта. Первый – это реинтеграция в азербайджанское правовое поле, азербайджанское общество, потихонечку-потихонечку. Второй вариант - если не хотят жить с азербайджанцами, ну что тут поделать, если у них такая позиция, никого заставлять мы не можем и не будем. Армянскому населению самому решать – хотят они остаться на этой благодатной земле или нет.

Кстати, в советское время Карабаху уделялось огромное внимание. И армяне там жили хорошо. И с использованием армянского языка не было никаких проблем.

Поэтому и сейчас армяне смогут иметь такие же права, что и представители остальных национальностей в Азербайджане. Например, как лезгины, которые имеют в нашей стране свои школы, театр, также как и грузины в азербайджанском Загатальском районе. Никакого ущемления прав по национальному, языковому признакам в Азербайджане нет.

Поэтому армянскому населению нужно, как у нас говорят, сесть, положить шапку перед собой, крепко задуматься, что же делать в будущем, что выгодно.

- По вашим ответам, чувствую, что пока при этом каких-то позитивных тенденций в вопросе сближения между Азербайджаном и Арменией, простыми людьми нет…

- Пока увы. Представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой собирал в Москве представителей азербайджанской и армянской интеллигенции.

- Но это, к сожалению, было аж в декабре 2021 года… Почему больше не было встреч?

- Это уже вопрос к Михаилу Ефимовичу. На самом деле, могу сказать, что Михаил Швыдкой ведет очень большую и нужную работу… Постоянно между азербайджанской и армянской интеллигенциями должны идти дискуссии. Константа: Карабах – это Азербайджан, поэтому вопрос контактов с армянским населением – это исключительно внутренний вопрос Азербайджанcкой Республики.

Но если будет продолжаться пропаганда в Армении в телепередачах на полном серьезе что-то наподобие, что азербайджанцы пьют армянскую кровь – то, конечно, нам не договориться. Нам нужны для контактов нормальные цивилизованные прагматичные армянские интеллигенты.

- То есть главная причина в не сближении Азербайджана и Армении в новых попытках продвижения националистических, реваншистских идей с армянской стороны?

- Да, звучание голоса реваншистов, националистов. И, как я сказал, реваншизм подпитывают живущие в шоколаде в Калифорнии, во Франции представители армянской диаспоры. Они там сидят, курят свои сигаретки в ресторанах, а параллельно своим подпитыванием реваншизма, по сути, отправляют на убой армянское население, подвергают жизнь населения постоянной опасности. Для них это бизнес.

Вы знаете, в начале 20 века партия «Дашнакцутюн» собирала с армянских купцов деньги на воплощение в жизнь национальной идеи. А кто не давал, с тем разделывались. Поэтому страх в армянском обществе генетический. И сегодня по всему миру действуют агрессивные армянские политические группировки. Вы просто вспомните, с какой зверской остервенелостью молодые люди в Париже штурмовали посольство Азербайджана. Выбивали скамейкой дверь, били стекла. И в самой Армении есть крепкая прослойка, которая хочет снова ввязаться в «драку» с Азербайджаном и победить. Надеюсь, что их все же не большинство. Армяне должны уже были устать от войны, от жертв, жизни скольких молодых людей загубили зря. Люди могли бы спокойно жить в Армении, но им понадобился Карабах. Психопатическая национальная идея, к сожалению, опять поднимает голову. Но армянская сторона сталкивается с горькой правдой: 30 лет оккупации азербайджанских территорий и попыток объявить их своими, оказались абсолютно безумной идеей. К чему они пришли сейчас со своей идеей?! За ошибки придется расплачиваться. Никакого второго армянского государства не будет никогда. Я надеюсь, что эта бессмысленная истерия армянского реваншизма должна постепенно все же под натиском практичных вещей, понимания своей практической выгоды от нормализации отношений, уходить.

Они сейчас не хотели того же КПП на Лачынской дороге, но в будущем все равно будут обозначены границы, будет пограничный контроль. Они должны обо всем этом думать сейчас. Им это все надо разъяснять – терпеливо, потихоньку.

- Азербайджанцы, некогда изгнанные с территории современной Армении, призвали армянские власти к началу диалога по их возвращению. Какие перспективы у этого направления, на ваш взгляд?

- Мне представляется это очень трудным процессом. Трудным в связи с позицией армянской стороны. На самом деле Армения должна признать трагедию этих изгнанных людей, извиниться. Ведь эти люди потеряли все: дома, земли. Помню, как Ереван в советское время кормили азербайджанские села. А потом этих же азербайджанцев погнали из своих домов, самым варварским путем. Кто-то утверждает, что их «заботливо сажали в грузовики». Но это знаете… напоминает, как в грузовики сажали людей для отправки в Освенцим. Все это цинично. Армянская сторона уже начинает манипулировать процессом. Говорить, что «беженцы» армянские должны вернуться в Карабах. А ведь многие из этих беженцев в Карабах были искусcтвенно заселены.

Нужно быстрее решать окончательно ситуацию вокруг оставшейся части Карабахского региона. Нужно быстрее осуществлять демаркацию границы, подписать мирный договор. Сам Пашинян (армянский премьер Никол Пашинян – прим.ред.) несколько раз признавал, что Карабах – это Азербайджан.

- Что вы сегодня, спустя более двух лет после подписания лидерами РФ, Азербайджана и Армении трехстороннего заявления, можете сказать о роли России как посредника в нормализации между Баку и Ереваном?

- Россия в последние годы перед 44-дневной Карабахской войной старалась последовательно объяснить армянской стороне, что надо идти на компромисс. К сожалению, Армения, по-видимому, не слышала. Ситуацию разрешила война, в которой Россия мудро стала придерживаться нейтралитета. К тому же, Азербайджан действовал на своей территории и ОДКБ не имела права вмешиваться. Многие сейчас высказывают недовольство российскими миротворцами, а я вам скажу, что они все равно поддерживают ситуацию в Карабахе в той или иной степени стабильной. Иначе было бы еще большее количество провокаций, жертв. На данном этапе российская миссия выполняет очень важную роль. Терпеливая, вдумчивая политика азербайджанского правительства может иметь хороший результат. Мы готовы идти на компромиссы, но есть для Азербайджана красная линия – это территориальная целостность. Это номер один для нас. Кстати, глава МИД России в последние месяцы четко дает понять: Карабах – это Азербайджан.

Будем рассчитывать, что к 2026 году будет осуществлена делимитация границы, появятся госпосты, таможня, люди будут ездить, взаимодействовать. Разрешится проблема Зангезурского коридора. Почему-то армянские реваншисты считают, что реализация этого проекта ущемит интересы Армении. А объективно, если экономисты сядут подсчитают, будет понятно, что открытие Зангезурского коридора Армении только выгодно. То есть даже экономическая выгода иногда становится жертвой политических амбиций. Какая-то странная ситуация. В Армении должна уйти националистическая идеология, должно уйти превознесение своей нации, своей истории над всеми, когда это уходит в национализм, это как-то, мягко сказать, старомодно. Это уже сказки бабушки. Что дает экономическое взаимодействие между соседями? Хорошую жизнь людям. А сказки про свое величие - это самообман.

в начало