Новости Азербайджана | Media.az https://media.az/assets/frontend/images/favicon/android-icon-192x192.png
1002 AZ Baku Nasimi district R.Rza street, 75
Phone: +994 (012) 525-49-09
Вадим Дубнов: В словах Президента Ильхама Алиева все услышали нотки металла - ИНТЕРВЬЮ
  1. Главная страница
  2. Политика
  3. Вадим Дубнов: В словах Президента Ильхама Алиева все услышали нотки металла - ИНТЕРВЬЮ

Вадим Дубнов: В словах Президента Ильхама Алиева все услышали нотки металла - ИНТЕРВЬЮ

Ая -

Ая +

Четырехсторонняя встреча в Праге между Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, премьер-министром Армении Николом Пашиняном, президентом Франции Эммануэлем Макроном и главой Европейского совета Шарлем Мишелем ознаменовалась важным результатом. В итоговом заявлении говорится о том, что АР и РА признают территориальную целостностью друг друга и подтверждают свою приверженность уставу ООН.

В тексте говорится и о работе комиссий по делимитации границы, кроме того на территории Армении близ границы с Азербайджаном появится миссия Евросоюза, которая будет работать в течении двух месяцев, то есть, почти до конца года. При этом Президент Азербайджана Ильхам Алиев отметил, что если Ереван проявит добрую волю, то мирный договор с Арменией может быть подписан как раз до конца 2022 года.

Результаты переговоров в Праге Oxu.Az попросил прокомментировать известного аналитика, эксперта по Кавказу, обозревателя радио «Свобода» из Праги Вадима Дубнова.

- Встреча в Праге была успешной?

- Думаю, да. И она была неожиданно успешной. Мне казалось, что это будет некий очередной шаг «брюссельского масштаба», но нет, переговоры стали достаточно убедительными, были четко оговорены важные вещи, например, по взаимному признанию границ. Сейчас, задним числом, можно сказать, что этот результат был ожидаем, ведь были публикации в армянских СМИ перед этой встречей.

Хотя, конечно, остались открытыми некоторые вопросы. Главный - это разблокирование коммуникаций. Не совсем понятно на чем стороны остановились, какой проект лежит на столе, возможно их два, а может и больше? Российский вице-премьер Алексей Оверчук высказался за суверенные дороги, что не совсем согласуется с вариантом, на котором продолжает, судя по всему, настаивать Баку. Видимо, этот вопрос еще окончательно не решен. В словах Президента Ильхама Алиева, когда речь зашла о дороге, все услышали нотки металла.

- Вы сказали о двух, а может и больше проектах мирного соглашения, которые лежат на столе переговоров. На днях армянский правовед Ваге Григорян заявил о том, что есть российская и западная версии. В российской якобы нет коридора между «материковым» Азербайджаном и Нахчываном, но есть пункты о разблокировке дорог. В западной версии говорится об открытии Зангезурского коридора, «чтобы заблокировать Иран», а это, фактически, подразумевает экстерриториальность. Это именно то, чем вы говорили?

- Возможно так и есть, существуют два этих варианта. Правда, я не уверен, что Запад настаивает на экстерриториальности транспортных коммуникаций. Этот вопрос может быть вынесен за скобки, как и тема Карабаха.

Другой момент, который, видимо, с этой темой связан - это статус посредников, переговорщиков, которые во всем этом будут участвовать. Азербайджан достаточно прохладно отнесся к миссии наблюдателей Евросоюза (на территории Азербайджана их не будет - ред.), памятуя о печальном опыте Минской группы ОБСЕ. Впрочем, и в Армении не видно большого энтузиазма по этому поводу.

- Переговоры в Праге можно назвать победой европейской дипломатии? Главным медиатором была Москва, но постепенно все сместилось в Европу, из которой и приходит больше положительных новостей в последние месяцы…

- Было бы странно, если бы я выступил в защиту Москвы и ее репутации, но в данном случае, как мне кажется, разговоры о конкуренции между Москвой и Брюсселем слишком преувеличены. Я думаю, что РФ и ЕС координируют усилия и принципиальных противоречий по армяно-азербайджанскому урегулированию у них нет.

Кстати говоря, Азербайджан может проводить инвариантную политику, а вот у Армении не так много вариантов, чтобы она вела совсем уж независимую от Москвы политику. В любом случае что бы не решили в Брюсселе, на земле пока что почти монопольный контроль осуществляют Россия и Турция.

Продолжается игра в два формата. Один - это Москва-Анкара, а второй - европейский, институты ЕС. И я не думаю, что недавние обидные слова официального представителя МИД РФ Марии Захаровой в адрес Евросоюза стоит воспринимать всерьез (она заявила, что Москва считает западные подходы к мирному договору между Ереваном и Баку несбалансированными, а некоторых посредников переговорного процесса вообще невозможно назвать «посредниками мира» - ред.). Два этих формата я бы сравнил с двумя палатами парламента. Одна принимает законы, а другая добавляет какие-то свои поправки.

Возвращаясь к вашему вопросу, отмечу, что переговоры в Праге вряд ли можно назвать победой европейской дипломатии, но вот успехом - вполне можно.

- Но не получится ли так, как это уже не раз было и полтора месяца назад, после Брюсселя, и до этого, когда премьер-министр Армении отказывается от своих заявлений и делает шаг назад?

- Да, это вполне возможно. Мы еще не знаем, как эти «европейские успехи» воспримут в Ереване. Я вполне допускаю, что результаты переговоров в Праге будут несколько в ином виде показаны в Армении, появятся расхождения в формулировках. Тем не менее, некое стратегическое направление сейчас уже задано. Конечно, от него можно отходить вправо, или влево, но прекратить движение будет довольно трудно.

в начало