Евгения Габер: Вариант переговорной площадки в Баку может быть рассмотрен - ИНТЕРВЬЮ

Евгения Габер: Вариант переговорной площадки в Баку может быть рассмотрен - ИНТЕРВЬЮ

Ая -

Ая +

Турция продолжает свои посреднические усилия, пытаясь вновь активизировать переговорный процесс между Россией и Украиной. Накануне турецкий и украинский президенты Реджеп Тайип Эрдоган и Володимир Зеленский побеседовали по телефону. Анкара вновь подтвердила готовность выступить как одна из стран - гарантов безопасности Украины.

Кроме того, по сообщениям турецких СМИ, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что Россия и Украина выработали некий совместный проект декларации, вокруг которого ведутся переговоры.

Сегодня о роли Турции в переговорном процессе между Украиной и Россией в беседе с Oxu.Az рассказывает кандидат политических наук, старший аналитик Центра исследований современной Турции Карлтонского университета (Канада), бывший заместитель директора Дипломатической академии Украины им. Геннадия Удовенко при МИД и экс-дипломат посольства Украины в Турции Евгения Габер.

- Турция очень активна, на территории этой страны уже проходила встреча украинской и российской делегаций, не исключаются и новые переговоры. В чем, на ваш взгляд, причина такой заинтересованности Турции?

- Турция проявляла активность, предпринимала попытки дипломатического урегулирования еще до начала активной фазы войны, до начала вторжения России. Можно поднять заявления президента Эрдогана, главы МИД Чавушоглу, сделанные в октябре, ноябре, декабре прошлого года. Звучали призывы к обеим сторонам - России и Украине сесть за стол переговоров. Анкара и тогда готова была выступить посредником, предоставить площадку для встреч.

Я и в то время считала, что одной из самых заинтересованных сторон в мирном урегулировании и недопущении нового витка напряжения является Турция, считаю так и сейчас.

Турецкой Республике важно сохранить рабочие отношения и с Украиной, и с Россией. Речь идет об экономике, в том числе и туризме, энергетической сфере. Сейчас, в условиях горячего этапа войны это сделать сложнее, но Турция продолжает балансировать между двумя сторонами.

Кроме того, Анкара по определению заинтересована в мире и стабильности в черноморском регионе, учитывая насколько неспокойная ситуация на Ближнем Востоке, да и на Кавказе сохраняется напряженность. Отсюда и решение о перекрытии проливов для всех военных кораблей – российских и стран НАТО, нечерноморских держав.

Стабильность в черноморском регионе - это фактор даже продовольственной безопасности для Турции. Война (между Россией и Украиной - ред.) - это огромный вызов для самой Турции. Отсюда и желание решить проблему мирным путем.

В то же время Турция является уникальной страной. Будучи членом НАТО и имея стратегическое партнерство с Украиной, она, одновременно, может вести конструктивный диалог с Россией. Это позволяет выступать в качестве посредника.

- А насколько такие переговоры могут быть результативными?

- Здесь у меня есть большие сомнения. Но, безусловно, площадка в Стамбуле для Украины гораздо более подходящая, чем, скажем, в Беларуси, которая по факту является стороной конфликта.

В России все решения принимает Владимир Путин. Он начал это все, и закончить может он. То, что мы видим до сих пор показывает, что переговоры - это важный трек, позволяющий решать некоторые гуманитарные задачи. Но важнее другое – прекращение огня, долгосрочные мирные перспективы, гарантии безопасности для Украины. Все это невозможно, пока с российской стороны на это не пойдет Владимир Путин.

Так что Украина безусловно ценит попытки Анкары организовать переговорный процесс. Но это больше помогает укреплению международного имиджа Турции, чем реальному урегулированию. После событий в Буче, актов геноцида и военных преступлений, для Украины очень ограничен круг вопросов, по которым наша страна готова идти на компромисс. Так что исход переговоров зависит от победы Украины на поле боя.

- Не только Турция, но и Азербайджан являются стратегическими партнерами Украины. И официальный Баку уже заявлял о готовности предоставить свою площадку для российско-украинских переговоров. Президент Зеленский говорил о том, что лидеры Азербайджана и Турции Ильхам Алиев и Реджеп Тайип Эрдоган готовы помочь в переговорах с РФ. Возможна ли, на ваш взгляд, встреча делегаций из Украины и России в Баку? Ведь и у Азербайджана хорошие отношения с Россией.

- На мой взгляд, да, вариант переговорной площадки в Баку может быть рассмотрен. Вопрос в том, согласится ли на это Россия?

Украина готова вести переговоры на любой нейтральной территории, в Турции и Азербайджане, в том числе. И в Киеве это доказывали, еще до войны говорили, что готовы садиться за стол переговоров, чтобы не допустить вторжения. Очевидно, что со стороны России такой готовности не было.

Но главный вопрос не в том «где обсуждать?». Важнее понять – «что обсуждать?». Переговоры зашли в тупик и на этом этапе ни одна из сторон не готова идти на принципиальные уступки. Это, прежде всего, касается территориальной целостности - Украина не будет отказываться ни от одной части своей территории, включая Крым.

Есть моменты, которые не могут быть предметом политических дискуссий, они уже урегулированы международным правом. Территориальная целостность Украины в границах 1991 года - это то, что утверждено после распада СССР, этот вопрос мы не можем обсуждать, иначе мы поставим под вопрос сам принцип неприкосновенности границ.

То же самое касается военных преступлений. После всего того насилия, пыток, убийств мирного населения мы не будем создавать прецедент, отказываясь от преследования военных преступников.

Когда Украина победит на поле боя, тогда мы сможем заставить Россию сесть за стол переговоров. Поэтому больше оружия для Украины - это не для эскалации, а для деэскалации. Пока Россия не увидит, что военным путем не может достичь своих целей, предметных переговоров не будет.

в начало