Эвакуация из Киева через 5 границ: История Салмана, Екатерины и Тимура Рагимли

Эвакуация из Киева через 5 границ: История Салмана, Екатерины и Тимура Рагимли

Ая -

Ая +

Азербайджанец Салман Рагимли уехал два года назад в Киев и здесь нашел любовь всей своей жизни - Екатерину. Молодые люди, недолго думая, съехались и оформили свои отношения. А уже через несколько месяцев у них появился первенец - Тимур.

Не успели молодые нарадоваться жизни, как судьба сделала новый резкий поворот - в Украине началась война. Уже на следующий день эхо войны докатилось до Киева: российские войска рвались к столице Незалежной.

Целую неделю молодоженам пришлось жить под вой сирен противовоздушной обороны и звуки разрывов снарядов. Остаться или бежать - этот трудный выбор пришлось делать жителям всех приграничных с Россией районов Украины и ее столицы.

Беспокойство за ребенка перебороло, и супруги Рагимли в итоге решили эвакуироваться. В интервью Oxu.Az они в деталях рассказали о страшных первых днях войны и своем долгом путешествии из Киева в Баку.

Враг у ворот

Сначала бомбили окраины Киева. Потом звуки разрывов стали приближаться. Последней каплей была бомбежка столичного телецентра: он находится недалеко от нашего дома.

Представьте, в полночь звучит сирена, мы поднимаемся, берем заготовленную сумку и быстро бежим в подвал. Спит ребенок или нет, уже неважно. Причем подвал не в нашем доме, а напротив, через дорогу. И так мы жили неделю.

Посреди привычных нам улиц стоят старые автомобили, напичканные мешками с песком, недалеко из парка работает «Град», устанавливаются противотанковые ежи, везде люди с автоматами. У людей тревожные, озабоченные лица. И их можно понять. Когда жена шла в магазин, где-то недалеко упали ракеты. Наверное, это была самая кошмарная неделя в нашей жизни.

Как выезжали из Киева

Мне позвонили земляки и сказали, что завтра в 12:00 с Киевского вокзала отправляется поезд, который будет эвакуировать только азербайджанцев. До этого помощь предложила частная школа, в которой я работал: они вывозили своих сотрудников и их семьи. Я решил ехать на своей машине в хвосте колонны. Но человек с утра не позвонил, и мы выбрали вариант с поездом. До вокзала добрались на такси, причем проезд стоил в пять раз дороже обычного.

С собой взяли лишь один чемодан, забитый в основном детскими вещами. С болью в душе пришлось оставить кошку, попросили приглядеть соседей, они, возможно, потом эвакуировались.

На вокзале было очень много людей: все ждали своего «счастливого билета», чтобы вырваться из этого ада. Нам объявили, что азербайджанцы должны идти на 8-й перрон. Причем пропускали в поезд только тех, кто имел временное разрешение на жительство: азербайджанцы - граждане Украины и даже люди с ПМЖ не смогли пройти (полиция проверяла документы) и просто отправили своих детей. Загрузились в вагоны ровно 1 800 человек. Именно столько человек было по списку, и пока не сел последний, поезд не тронулся.

Через 13 часов мы были на границе с Молдовой. Когда мы подъезжали к Приднестровью, проводник поезда попросил всех выключить свет и закрыть шторы. Нас предупредили, что в случае обстрела всем надо лечь на пол. И снова тревога забралась в душу.

Через пропускной пункт Могилев-Подольский проехали достаточно быстро, а оттуда на автобусе уже дальше до границы с Румынией. Там на перроне ждали волонтеры-азербайджанцы. Как нам сказали, это было организовано азербайджанским государством, за что большое ему спасибо.

Однако отсутствие автобусов превратило эту вроде слаженную операцию по эвакуации в какую-то невообразимую вакханалию: толпа озабоченного, гудящего народа и робкие попытки молоденьких волонтеров что-то разъяснить.

Немец и европейское шоу

В Молдове к нам подошел средних лет немец и предложил свою помощь. Он рассказал, что приехал из Германии специально, чтобы помочь беженцам. Объяснил, что чувствует ответственность за весь немецкий народ, развязавший Вторую мировую войну, и теперь должен помогать людям, попавшим в аналогичную ситуацию. Мы, конечно, приятно удивились, но культурно отказались от помощи.

Вместо автобусов нас снова загрузили в поезд, и мы выдвинулись в сторону румынской границы. Часа четыре простояли на границе и в итоге приехали в Яссы. На вокзале нас встречали как звезд: множество камер, снующие везде журналисты и волонтеры, чуть ли не у каждого пытались взять интервью, под камеры раздавали булки и воду. У нас закрепилось мнение, что в Европе пытаются устроить из всего этого шоу.

Дальше мы приехали в Бухарест. Здесь нам обещали чартерные рейсы и временно разместили в спортзале. Спали на матрасах прямо на полу. Нам приносили различную гуманитарную помощь: воду, еду, шампуни и так далее. К сожалению, некоторые из азербайджанцев вели себя, мягко говоря, по-свински. Свара из-за продуктов питания здесь была обычным явлением. При том, что помощь была рассчитана на каждого человека, кто-то пытался отхватить себе побольше. Я не выдержал в тот момент, когда кто-то из соотечественников выдернул матрас из-под моего ребенка. Случилась драка, и нас разняли уже местные полицейские. Они сказали, что видели, как произошла потасовка, и предложили мне с семьей перебраться в другой «камп». Мы переселились и познакомились с большим количеством интеллигентных азербайджанцев: здесь были врачи, учителя, бывшие сотрудники дипломатического ведомства.

Отношение местного населения

Румыны прекрасный народ. Хочу особо отметить их отношение к беженцам из Украины. К нам подходили простые граждане, предлагали свою помощь. Мы отказывались, но двое парней оказались слишком настойчивыми.

Они сказали: «Тут у нас дом рядом, пойдемте, моя жена присмотрит за ребенком, а вы сможете искупаться и переодеться». Благодарности нашей не было края. Через некоторое время эти ребята принесли полные пакеты с одеждой, кремами и игрушками для Тимура.

Только в Румынии наш «камп» охраняли полицейские, в других странах такого не было. Три раза в день нас забирали автобусами из лагеря, привозили в ресторан и потом увозили обратно. Отношение было более чем человечное.

Один из сотрудников посольства Азербайджана в Румынии обещал автобус до Родины, если мы соберем 50 человек в определенное время в определенном месте. Мы собрали людей, и нам дали автобус.

Огибая Черное море

После Румынии была Болгария. Внутренние границы в Евросоюзе фактически условные, и поэтому проехали мы быстро. Дальше была Турция, но и здесь особых проволочек не было. Здесь нам сделали временные документы на ребенка, чтобы мы могли въехать в Азербайджан. Дело в том, что мы женаты и стали родителями совсем недавно, поэтому не успели забрать документы из ЗАГСа. Поэтому большое спасибо генконсульству Азербайджана в Стамбуле.

Дорога по Черноморскому побережью Турции, наверное, самый приятный момент нашего вынужденного путешествия.

Было приятно, что во всех странах, через которые мы проезжали были развешаны плакаты, билборды, транспаранты, выражающие поддержку Украине и ее народу. Везде, кроме Азербайджана…

Еще одна неприятность - отношение пограничников к нам. На границе Грузии и Азербайджана с нас потребовали свидетельство о регистрации брака. А мы его как раз не успели забрать в Киеве. Но ведь у нас грудной ребенок на руках, и никто до этого не придирался. После долгого мытарства выяснилось, что по «метрике» (а она у нас была) можно пройти.

Еще несколько неприятных эпизодов пришлось понаблюдать на нашей границе.

Помимо этого, на границе задержали сам автобус. То есть люди прошли на территорию Азербайджана, а автобус остался. С водителей требовали «торпагбасды».

В автобусе остались вещи, и люди мерзли несколько часов ночью на границе. При том, что с нами было много детей.

В итоге ситуацию разрулили, и мы продолжили дорогу в Баку.

P.S. Смешанные чувства

Екатерина: Хотели бы выразить благодарность всем, кто нам помогал в дороге. К нам отнеслись по-человечески. Люди понимали, в какую ситуацию попали те, кто вынужден бежать из своих домов, спасать своих детей и родных.

Азербайджан и азербайджанцы не понаслышке знают, что такое быть беженцем. Последние 30 лет около миллиона азербайджанцев были беженцами. В Азербайджане выросло целое поколение, вынужденное покинуть с детьми свои дома, убегая от войны. Об этом всем мне рассказал муж.

Тем более было вдвойне неприятно отношение некоторых местных чиновников к нам, людям, спасающимся от бомбежек.

В то время когда простые азербайджанцы принимают у себя в домах беженцев из Украины, делятся с ними своим последним, пытаются вдохновить людей, которые потеряли все, некоторые представители госорганов чинят препятствия и вообще относятся к беженцам как к людям второго сорта.

Каждый день я получаю страшные известия из Украины. Каждый день мы молимся за тех, кто остался в Киеве, Харькове, Сумах, Мариуполе и других городах. Это наши родные, близкие, знакомые. Это люди, которые никогда никому ничего плохого не сделали. А теперь война пришла в их дома.

Я увидела, как азербайджанский народ радостно празднует Новруз, и хотела бы пожелать мира и процветания Азербайджану. Когда закончится война, мы снова отстроим свои дома и будем так же, как и прежде, принимать у себя дорогих гостей из АР.

в начало