Егор Лебедок: Война между Россией и Украиной затянется на годы, вспомните Карабах - ИНТЕРВЬЮ ИЗ МИНСКА

Егор Лебедок: Война между Россией и Украиной затянется на годы, вспомните Карабах - ИНТЕРВЬЮ ИЗ МИНСКА

Ая -

Ая +

Госсекретарь Совета безопасности Беларуси Александр Вольфович за последние дни несколько раз объявлял фейками информацию об участии вооруженных сил республики в боевых действиях на территории Украины. Заявил он и о том, что руководство Беларуси решительно настроено не допустить втягивания страны в какие-либо военные действия, в том числе на территории Украины.

Между тем в Украине вероятность вторжения белорусских войск считают высокой. Об этом говорят в Службе безопасности Украины, МВД, Генштабе. Называется даже цифра - до 15 тысяч военных из Беларуси, которые могут войти на территорию Украины с трех направлений. Отдельным аргументом, подтверждающим такую вероятность, считают полную эвакуацию дипмиссии Беларуси в Киеве. Кстати, в ближайшие дни Беларусь собирается выслать почти всех украинских дипломатов из Минска.

Отметим, что сразу после ввода российских войск в Украину многие украинские эксперты заявляли, что на украинскую территорию вошла и белорусская армия.

Так ли это?

И возможно ли масштабное участие небольшой, в общем-то по численности армии Республики Беларусь в войне в Украине? Отвечая на вопросы Oxu.Az, белорусский военный аналитик Егор Лебедок отметил, что вряд ли можно говорить о том, что белорусская армия воюет в Украине, это было бы известно:

- Максимум, что могло быть - это участие разведывательных подразделений вооруженных сил и пограничников. То есть военная разведка и отдельная служба активных мероприятий пограничных войск. Скорее всего они там (в Украине - ред.) есть, это их прямая работа. Но речь идет не о боях, а именно о разведке.

- Но возможен ли полномасштабный ввод белорусской армии?

- Об этом никто не может сказать. Здесь нет какой-то долгой подготовки, формирования группировки, чем занималась Россия. Если и планировалось направить какие-то белорусские подразделения, то их могут перебросить просто за одну ночь. Это вопрос договоренностей президентов Владимира Путина и Александра Лукашенко. Но предсказывать я не могу, сейчас это - гадание на кофейной гуще.

А Россия, повторюсь, готовила операционный плацдарм в Беларуси давно, сценарий отрабатывался фактически с сентября прошлого года.

Есть свои плюсы для России, чтобы Беларусь не вводила войска. Это позволяет Москве оставить Минск как квазинейтральную площадку для переговоров, да и сохранить одного союзника, не считая, скажем, Северной Кореи. Неучастие Беларуси в боевых действиях может сохранить для России какие-то экономические лазейки через Беларусь, может и санкций будет меньше.

Что касается введения войск, то здесь для России плюсы в том, чтобы окончательно «замазать» Александра Лукашенко, который никуда «выпрыгнуть» не сможет, хотя ему и сейчас уже сложно было бы это сделать. Плюсы и для внутрироссийской аудитории. Мол, мы не одни воюем, есть еще и белорусы. Но это больше польза информационного плана, а не военного.

Что касается появившихся в СМИ сообщений о возможности введения белорусского контингента численностью в 15 тысяч человек, то это маловероятно. В Беларуси солдат и сержантов контрактной службы всего около 6-7 тысяч. Значит, надо привлекать военнослужащих-срочников. Да и в целом 15 тысяч - это почти треть боевого состава белорусской армии. Это очень много и вряд ли Беларусь на это пойдет.

Полагаю, что если что-то планировалось, то ранее речь могла идти о силах специальных операций, которые могут осуществлять контроль за занятыми территориями. Условно говоря, это могла быть такая полицейская администрация. Сейчас это может быть разведывательно-диверсионная деятельность по уничтожению транспортных колонн, которые перевозят грузы, прежде всего вооружение, с Запада. Это не сплошная операция, а именно разведывательно-диверсионная деятельность, что позволит избежать значимых потерь.

- По различным источникам боевой состав белорусской армии насчитывает 45 тысяч человек…

- …48 тысяч.

- И я правильно понял, что если Беларусь выделит из состава своей армии несколько тысяч человек, на театр военных действий это особо не повлияет, это больше политика?

- Конечно, это политический момент. Но может быть и некоторое рациональное использование белорусских военных. И это, как я уже сказал, разведывательно-диверсионная деятельность. Например, с Брестской области Беларуси пересечь коммуникации по направлению Львов-Луцк. Условно говоря, получили данные разведки о том, что из Польши идут какие-то фуры, выдвинули группу, уничтожили и вернулись.

И второе, об этом я тоже говорил: если теоретически Россия захватит территорию Украины, то может быть полицейская операция (ее можно назвать как угодно, гуманитарной, например). Кстати, я думаю, что такой формат обсуждался в ОДКБ, чтобы преподнести ввод войск не как войну, а как операцию блока Организации договора о коллективной безопасности. Но многие участники ОДКБ явно с этим не согласны.

После войны, точнее, когда наступит какая-то промежуточная фаза, к этому вопросу могут вернуться. Однако я не верю, что война закончится в ближайшие годы. Слишком большой конфликт, слишком много притязаний. Поэтому возможно только временное перемирие. Выиграет Украина - россияне, которые понесли большие жертвы, захотят вернуться. Победит Россия - украинцы будут пытаться восстановить свою независимость.

Это на самом деле очень длительный конфликт, даже если сейчас стороны придут к мировому соглашению. Есть пример Карабаха. Не один десяток лет там шла война. В Украине может быть так же. А территория здесь гораздо больше, чем на Южном Кавказе, еще плюс история с переделами границ.

- Как, на ваш взгляд, люди в Беларуси отнесутся к введению белорусского контингента в Украину, участию в войне?

- Есть серьезная дифференциация. Те, кто смотрят телевидение, верят ему, - а это, по некоторым данным, 40% - поддержат операцию. Наши телеканалы фактически повторяют российские идеологические нарративы, российскую повестку. Антиукраинская накачка идет как минимум с сентября прошлого года. Но все-таки большинство белорусов никогда не выступят за войну.

в начало