Запад за последние дни ввел жесткие санкции против России, войска которой вторглись на территорию Украины. Как отмечает Forbes, рыночная оценка инвесторами риска дефолта российского госдолга выросла в два раза после того, как президент РФ Владимир Путин объявил о начале спецоперации в Украине.

Последствия санкционных мер, которые российский лидер вчера назвал незаконными, будут более чем серьезными и, конечно, отразятся на экономиках не только соседних с Россией стран, но и других государств мира. Об этом в беседе с Oxu.Az заявил координатор экономических групп Экономической экспертной платформы, член Наблюдательного совета Украинского совета бизнеса Олег Гетман:

- В последние несколько дней мы оценивали санкции, которые вводились, и их последствия. Было два пакета, в которые входят персональные санкции, которые крайне редко вводят, санкции против банков, запрет государству и бизнесу работать с ключевыми мировыми валютами (а это 98% расчетов), отключение от системы SWIFT (Общество всемирных межбанковских финансовых каналов связи - ред.) большей части российских банков, которые проводят порядка 80% банковских операций в РФ, Центробанк России лишился возможности использовать значительную часть своих золотовалютных резервов и т.д.

Весь этот пакет санкций, с нашей точки зрения, просто беспрецедентный. Такого со времен антииранских санкций, когда ИРИ была заблокирована полностью, просто не было. А эффект может быть жестче, чем в Иране. Мы прогнозируем панику на валютном рынке Российской Федерации. Компании, конечно же, захотят сохранить свои ресурсы и будут конвертировать их в доллары и евро. Центробанк России долго не сможет сглаживать эти колебания, так что курс рубля может существенно ослабнуть, достигнув отметки 100-110 рублей за доллар.

Далее - население, которое неизбежно попытается снять все свои депозиты и конвертировать рубли в надежные источники сбережения. Но вряд ли это будет возможным, так что большинство людей не сможет снять свои деньги. Можно вспомнить 90-е годы прошлого века в России, когда была серьезная девальвация и инфляция, что приводило к подорожанию всех товаров, и люди очень быстро беднели. Вот приблизительно такой сценарий ожидается в России.

Кроме того, невозможность работы с ключевыми валютами приведет к тому, что экспортеры газа, нефти и других товаров не смогут завезти валюту обратно в РФ. Заработанные валютные резервы будут оставаться в западных банках, а это еще больше ослабит курс рубля.

- Но ведь и Украина является крупным торговым партнером России, во всяком случае до последнего времени это было так. Могут ли антироссийские санкции ударить и по Украине? Наверняка есть заключенные контракты, по которым не удастся получить деньги…

- Этот момент есть. Но взаимоотношения (торговые - ред.) Украины с России были на уровне примерно 4 млрд долларов в год. Украина экспортирует продукцию на сумму примерно 70 млрд долларов, а импортирует на 80 млрд. На этом фоне 4 млрд выглядят не столь значительной суммой. И это достаточно быстро будет замещено. К тому же международные партнеры выдают сейчас Украине беспрецедентные суммы. Это и безвозвратная финансовая помощь, и кредиты под низкие проценты.

Антироссийские санкции на себе, безусловно, ощутят все, даже страны Европы. Но для них это будет незначительное падение ВВП, а для Российской Федерации - 5-7-10% ВВП. И это только если говорить о валовом внутреннем продукте. А еще инфляция, даже гиперинфляция и девальвация сделает население, как я уже говорил, намного беднее - в два или даже в три раза.

- Есть выкладки казахстанских экспертов, которые опасаются, что отключение России от системы SWIFT негативно отразится на курсе казахстанской национальной валюты - тенге. А что вы думаете, повлияет ли это на курсы валют сопредельных с Россией государств?

- Конечно, давление испытают практически все страны. Санкции зеркально ударят по всем. Но есть страна (Россия - ред.), курс валюты которой может девальвироваться за короткое время на 20-30%, а в дальнейшем и на 100-200%. На курсах валют остальных государств, как и на уровне ВВП, это отразится на уровне 1-2-3%.

- А что будет, если Запад заблокирует SWIFT и для Беларуси? Такие прогнозы уже озвучиваются. Это усиливает нагрузку на Россию и соседние страны?

- Ничего особенного не случится, та же Россия ничего не почувствует. Для РФ уже введен максимальный пакет санкций, усиливать уже почти нечего. Хотя может быть принято решение об эмбарго на поставки российской нефти и газа. Этот сценарий сейчас обсуждается.

А заблокированный SWIFT в Беларуси ни на что особо не влияет. Это маленькая страна, по численности - это, условно, Киев с пригородами. Для Беларуси это будет серьезно, но потери ее торговых партнеров будут минимальными.

- Вы сказали, что по отношению к России ввели максимальные санкции, но при этом есть еще вероятность решения об эмбарго на поставки российской нефти и газа. На постсоветском пространстве есть нефте- и газодобывающие страны, например, Азербайджан и Казахстан.

- И для вас в этом случае открывается окно возможностей, это «суперсанкции» с положительной коннотацией. Необходимо только оперативно найти пути поставок энергоресурсов в Европу. Необходимо наращивать возможности этих поставок. Европейским странам это нужно уже сейчас, Европа нуждается в 100 млрд кубометров газа в год.

Media.az