Мониторинговый комитет ОПЕК+ на заседания 1 июня рекомендовал странам альянса придерживаться принятого в апреле плана по восстановлению добычи нефти. Речь идет об увеличении на 2,1 миллиона баррелей в сутки. Заседание ОПЕК+ совпало с возможной экспансией Ирана на мировом нефтяном рынке. Так, министр нефти Ирана Биджен Намдар Зенгене заявил, что Тегеран может резко увеличить добычу нефти до 6,5 миллиона баррелей в день, что в два раза больше, чем нынешний показатель.

Кроме того, появились неожиданные данные о том, что США впервые за 30 лет импортировали иранскую сырую нефть. Далее, Иран, начал поставки нефти по магистральному нефтепроводу Гуре-Джаск. Этот нефтепровод призван помочь перенаправить нефтяной экспорт Ирана из зоны Персидского залива в Оманский залив. Сразу же возникли опасения, что дешевая иранская нефть обвалит нефтяные цены. Однако существенных скачков в стоимости барреля нефти не случилось. Более того, цена нефти марки Brent 1 июня впервые с мая 2019 года превысила отметку 70 долларов за баррель.

Отдельно стоит отметить, что Азербайджан и Иран развивают свои отношения в нефтегазовой сфере, свидетельством чему стала недавняя встреча заместителя премьер-министра Азербайджана Шахина Мустафаева с министром нефти Ирана Бидженом Зенгене, который отметил, что отношения между Ираном и Азербайджаном в последние годы позитивно развивались в нефтяной, газовой и энергетической сферах, особенно в области разработки совместных месторождений на Каспийском море.

Сегодня на вопросы Caliber.Az отвечает доцент кафедры политических и общественных коммуникаций Института общественных наук Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (ИОН РАНХиГС), экономист Николай Кульбака.

- США начали закупать иранскую нефть, Иран задействовал нефтепровод Гуре-Джаск. Как все это может повлиять на цены на нефть?

- Пока что объемы поставок иранской нефти не очень высоки. А если говорить о США, то американцы после ухода Дональда Трампа пытаются наладить отношения с Ираном. Принцип здесь простой - «худой мир лучше доброй ссоры».

В среднесрочной перспективе Иран со своими объемами продаж на мировом рынке безусловно может повлиять на цены в сторону снижения, но я не думаю, что ситуация поменяется кардинально, ведь основные игроки - все те же. Динамика цен на нефть будет в большей степени определяться выходом экономик стран мира из «коронакризиса». Это гораздо более важный фактор, нежели налаживание отношений между США и Ираном. Пока прогноз более-менее оптимистичный, вакцинация идет достаточно неплохими темпами. Значит, экономика будет восстанавливаться, и, соответственно, будет увеличиваться спрос на нефть.

Получается, что параллельно идут два процесса, но важнее смотреть на спрос, а не на предложение нефти.

- Между тем, судя по сообщениям СМИ, в России обеспокоены увеличением поставок иранской нефти на мировые рынки…

- Дело в том, что в условиях нехватки спроса и избытка предложения речь будет идти не столько о снижении цены на нефть, сколько о вытеснении конкурентов. Здесь, конечно, у России есть проблемы. РФ не может конкурировать по ценам с другими странами из-за того, что добыча нефти обходится довольно дорого. Но пока трудно сказать, насколько быстро Иран выйдет на приличные объемы экспорта нефти.

- В апреле эксперты рейтингового агентства Fitch сделали прогноз, согласно которому цена нефти Brent может колебаться в диапазоне 50-60 долларов за баррель. В принципе, эта цена должна устраивать экспортеров нефти. Сейчас стоимость барреля нефти находится возле отметки в 70 долларов…

- … Баррель нефти ниже 50 долларов вряд ли опустится. Низкая цена не выгодна производителям, так что ее будут стараться удерживать. А более высокую цену, свыше 60 долларов за баррель, держать будет сложно из-за сланцевой нефти.

Когда мы говорим о цене на нефть, то более-менее точные прогнозы могут быть только среднесрочными. А вот в краткосрочной перспективе нефть может выскакивать за пределы коридора 50-60 долларов за баррель. Рост цены на нефть свыше 60 долларов фиксируется с февраля, но станет ли это долгосрочной тенденцией?

- Азербайджан укрепляет сотрудничество с Ираном в нефтегазовой сфере…

- Иран сейчас активно пытается активно сотрудничать и с США, и с другими странами. Ничего токсичного в этом нет. Но что это может дать - сложный вопрос. Северное направление для ИРИ не очень интересно, главное направление для Тегерана – это юг. Но взаимные интересы Ирана и Азербайджана есть, их надо учитывать и искать точки соприкосновения.

Наир Алиев

Media.az