Турция на пороге конституционных перемен: путь к мировому влиянию - АНАЛИТИКА

Турция на пороге конституционных перемен: путь к мировому влиянию - АНАЛИТИКА

Ая -

Ая +

В Турции фактически запущен процесс принятия новой Конституции. Девлет Бахчели - лидер Партии националистического движения (ПНД), являющейся младшим партнером правящей Партии справедливости и развития (ПСР) по коалиции, заявил, что возглавляемая им политическая сила уже подготовила состоящие из 100 пунктов предложения по разработке нового Основного закона страны, передает Caliber.Az.

Процесс подготовки политическими силами Турции предложений по новой Конституции проходит в условиях довольно бурных дискуссий. Однако практически все ведущие партии уверены в главном - в стране должен быть принят новый Основной закон.

Так, лидер ПНД считает, что «написание Конституции - неизбежная задача. Конституция, которая разработана на основе общественного соглашения, является главным стимулом прогресса и сплоченности нации».

Разработку нового Основного закона инициировал сам президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. При этом он заверил, что процесс будет максимально прозрачным и учтет мнения всех слоев общества. В процедурном плане речь идет о подготовке до конца нынешнего года всеми политическими силами конституционных инициатив, которые затем будут вынесены на общественное обсуждение. Главным содержанием Основного закона станет, по словам Эрдогана, «учет всех внутренних и международных реалий».

Действующая турецкая Конституция была принята в 1982 году в условиях военного переворота. С той поры текст Конституции неоднократно пересматривался, в ней уже почти не осталось неизмененных статей. Последние изменения, реализованные Эрдоганом и возглавляемой им ПСР, привели к смене парламентской формы правления на президентскую.

По итогам конституционного референдума, состоявшегося в апреле 2017 года, значительно расширились полномочия президента: он стал главой и государства, и правительства. Сам Эрдоган перешел с упраздненной премьерской должности в кресло президента по итогам состоявшихся в июне 2018 года выборов главы государства.

И вот по прошествии почти трех лет после занятия президентского поста Эрдоган провозгласил, что Турция должна встретить 100-летний юбилей Республики, который будет отмечаться в 2023 году, не Конституцией государственного переворота, а новой гражданской Конституцией в соответствии с современными требованиями.

Полемика вокруг нового Основного закона Турции разворачивается по ряду наиболее принципиальных для всех политических сил вопросов. В частности, оппозиция, критикующая чрезмерный, с ее точки зрения, крен в сторону усиления президентской власти, настаивает на возвращении к парламентской форме правления.

Или, как минимум, установлении полупрезидентской модели с более весомым влиянием высшего законодательного органа. Однако заявление Эрдогана о том, что новая Конституция предоставит возможность укрепить президентскую систему правления, однозначно указывает на перспективное сохранение в Турции нынешней формы правления.

В целом, предстоящее принятие нового Основного закона имеет глубокий смысл в контексте дальнейшего развития турецкой державы. Одним из ее фундаментальных основ обещает стать предотвращение любых потенциальных возможностей для смещения гражданской власти военным командованием, как это уже не раз бывало в новейшей истории Турции.

Собственно, подготовку новой, «гражданской», Конституции можно считать следствием подавления попытки военного переворота летом 2016 года. Устояв тогда у власти, Эрдоган шаг за шагом укрепил ее, логически подведя теперь к той модели государства, которая способна окончательно покончить с путчистской практикой. И новая Конституция, как по своей букве, так и по духу должна будет олицетворять этот новый облик Турции.

Примечательнее всего то, что подобное перевоплощение республики, основанной Кемалем Ататюрком, занесет в свой актив политическая сила, проповедующая исламские духовные ценности. При этом, несмотря на настроения внутри ПСР, имеющей репутацию «умеренно исламистской» силы, допустить изменение светского характера Турецкой Республики, базирующегося на конституционных положениях о религии и нации, в принципе невозможно.

Все основные политические силы, включая и партнера ПСР по коалиции - партию Девлета Бахчели - являются сторонниками светскости турецкого государства. Так что сюрпризов по этому поводу в ходе принятия новой турецкой Конституции ожидать явно не стоит.

Однако это не отрицает того, что общий дух нового Основного закона будет соответствовать стратегическим установкам ПСР. Тем самым, которым она практически неизменно следует с момента своего восшествия на политическом Олимпе страны.

В начале 2000-х годов появление феномена партии Эрдогана стало ответом на обозначившийся в стране социальный запрос касательно проведения политики, учитывающей цивилизационную самобытность и культурно-исторические традиции Турции.

Главная побудительная причина этого запроса заключалась в том, что турки устали чувствовать свою ущербность в глазах евроатлантического политического пространства, составной частью которого Турецкая Республика стремилась стать в течение предшествующих нескольких десятилетий.

Многие в Турции находили справедливой известную фразу о том, что в ХХ веке их родина превратилась из первой страны Востока в последнюю страну Запада. При том, что сам евроатлантический мир, не желая полноценной и равноправной интеграции с исторической наследницей Османской империи, использовал и использует любой повод для того, чтобы указать на ее «несоответствие» стандартам западной цивилизации.

Отвергая столь несправедливый, дискриминационный подход, турки нашли спасительное утешение в обращении к национальной памяти, к тем религиозным и культурным идеалам, основываясь на которых, их предки некогда достигли всемирно признанного величия.

Эти идеалы и взяты на вооружение партией Эрдогана, рассчитывающей подойти к всеобщим выборам 2023 года как сила, которая превратит Турцию в одно из ведущих государств, влияющих на формирование экономического и политического миропорядка.

В этом смысле принятие новой Конституции обещает стать одним из интереснейших событий в новейшей истории Турции. Можно ожидать, что первая гражданская Конституция в истории этого государства не просто утвердит его дальнейший путь развития, но и станет той основой, которая обеспечит непрерывность роста влияния Турции на мировой арене.

Натиг Назимоглу

в начало