Как и почему миротворцы наносят серьезный удар по имиджу России в Азербайджане?

Как и почему миротворцы наносят серьезный удар по имиджу России в Азербайджане?

Ая -

Ая +

С недавних пор в нашем лексиконе появилось благородное слово «миротворцы». Точнее, с 9 ноября, когда Азербайджан, Россия и Армения приняли заявление о полном прекращении огня в Нагорном Карабахе, и там был развернут российский миротворческий контингент сроком на 5 лет.

Кто такие миротворцы? Согласно уставу ООН, миротворцами называют вооруженные контингенты стран-членов ООН, которые направляют в зону конфликта в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности. Проще говоря, миротворцы - это люди, которые поддерживают мир на нашей планете и участвуют в урегулировании военных конфликтов. Их задача - обеспечить соблюдение режима прекращения огня и условий перемирия. То есть создание демилитаризованных зон, зон разъединения, гуманитарных коридоров, участие в разминировании местности и объектов, обеспечение безопасного транзита всех видов транспорта и функционирования коммуникаций и т.д.

Судя по информационным потокам, российские миротворцы до недавнего времени, в целом, справлялись с возложенными на них функциями, скажем, весьма успешно занимались разминированием. Правда, не учитывая того, что с размещением миротворцев российское минобороны начало в перманентном порядке обновлять карту миротворческой операции в Карабахе, вносить изменение в зону своей ответственности, что вызывало справедливое раздражение в азербайджанском обществе, где по сей день задаются вопросом: с какой целью осуществляются манипуляции с картами?

Не одеваются же миротворцы время от времени в тогу первооткрывателей Антарктиды и покорителей Южного полюса, «открывая» для себя новые территории, которые охотно тиражируют ведущие российские СМИ.

Может, увлекшись картографией, миротворцы не заметили нападения армянских террористов на военнослужащих ВС Азербайджана и гражданских лиц в селах Кёхня Таглар и Чайлаггала в Нагорном Карабахе? Азербайджанской армии пришлось принять соответствующие меры, контроль над вышеупомянутыми территориями восстановлен. Так что карта, распространенная российским минобороны, не отражает действительности, и если уж в этом ведомстве кому-то постоянно неймется корпеть над картами, неплохо было бы как можно оперативно внести в последнюю соответствующие правки. Миротворчество - это все-таки не покер!

Памятуя о, мягко говоря, оголтелой антиазербайджанской риторике в российских СМИ в период Отечественной войны, фактах о том, что в Армению из России переправляются различного рода летальные оружия, из которых армянские террористы обстреливали Гянджу, Барду, Тертер, азербайджанское общество с настороженностью отнеслась к развертыванию российских военных в Нагорном Карабахе.

Увы, последние наблюдения показывает, что это было не зря. Дело даже не в пресловутых помидорах… Достаточно заметить реакцию определенных кругов в России на Парад победы, состоявшийся в Баку, на участие в ней президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.

С принятием трехстороннего заявления ожидалась, скажем так, несколько иная действительность. К примеру, что Россия будет учитывать интересы азербайджанского народа хотя бы при выполнении миротворческой миссии в Нагорном Карабахе. То, что решение о запрете ввоза овощей и фруктов из Азербайджана не требует согласования с Кремлем, мы сразу поняли и даже в душе ухмыльнулись, но вряд ли российское оборонное ведомство поступает как Россельхознадзор, составляя и распространяя сомнительные карты. Надо ли говорить, что все это наносит серьезный удар по имиджу России в Азербайджане.

Кстати, в середине 90 годов в мире наметился миротворческий кризис. «Голубые береты» практически не справились со своими задачами в таких регионах, как бывшая Югославия - Силы ООН по охране (СООНО), Руанда - Миссия ООН по оказанию помощи Руанде (МООНПР) и Сомали - Операция ООН в Сомали II (ЮНОСОМ II), где не был установлен мир, который следовало поддерживать.

Эти три операции получили широкий резонанс и подверглись критике, что нанесло ущерб репутации миротворческой деятельности ООН. Неудачи начала и середины 1990 годов побудили Совет Безопасности ограничить число новых миротворческих миссий и приступить к самоанализу, с тем, чтобы избежать подобных провалов в будущем.

Было бы неплохо, если российские миротворцы занялись бы этим прямо сейчас, не откладывая в долгий ящик. Тем более, что в Азербайджане хорошо знают, что такое миротворческая операция под эгидой России. Но это явно не тот случай, и лучше бы ни российским «ястребам», ни надеющимся на какое-либо чудо в Армении, в этом не убеждаться…

М.Эфенди

в начало