Украинский военный обозреватель Алексей Арестович, недавно назначенный со стороны Украины советником по информационной политике в Трехсторонней контактной группе по урегулированию конфликта на Донбассе, активно выступает с обзорами и оценкой ситуации в Карабахе. Сегодня в беседе с Media.Az Алексей Арестович оценил ход военной кампании и сделал несколько прогнозов:

- Военные действия в Карабахе, их ход лично я воспринимаю как феномен. Азербайджан почти 30 лет назад потерпел горькое поражение, но сумел перестроить экономику, Вооруженные силы, собраться с силами и подойти к нынешнему конфликту всесторонне подготовленным. 27 лет - это жизнь, целая военная карьера. Время не было потрачено даром. И я представляю, насколько это было сложно. Так что, повторюсь, мы наблюдаем феномен. Я внимательно изучаю текущую кампанию. Это еще и важный пример для Украины.

Что касается особенностей, то здесь очень интересно наблюдать за превращением азербайджанской армии из постсоветской в армию XXI века, в армию западного типа, высокотехнологичную, с хорошо подготовленным личным составом.

Виден подход, когда стараются не жертвовать военнослужащими, работая через технические решения. Это просто впечатляет. Не могу не сказать и о командном составе, тех людях, которые принимают решения на оперативном уровне. Они сделали бы честь любой армии мира. Меня впечатляет отсутствие поспешности в решениях. Виден четкий расчет, в том числе и со стороны высшего руководства Азербайджана – Президента Ильхама Алиева и его окружения. Они смогли просчитать ситуацию, создать международную коалицию, в первую очередь я имею в виду политическую поддержку со стороны Турции.

Про дроны вообще можно говорить бесконечно. Азербайджан показал свое технологическое превосходство. А Армения все эти годы создавала великий миф о непобедимости, занималась самогипнозом.

Азербайджан силен своей многонациональностью, толерантностью. Это очень важный момент. У вас школ с обучением на русском языке около 400. И как разительно это отличается от ситуации в Армении. Азербайджан хорош сам по себе, на контрасте со своим противником – хорош вдвойне.

- Хотелось бы узнать ваше мнение о такой важной детали военных действий как применение авиации, не дронов. Несколько дней назад азербайджанский штурмовик Су-25 нанес удары по армянским позициям. Значит ли это, что армянская система ПВО на оккупированных территориях полностью уничтожена?

- Не совсем так. Самолеты используются в отдельных точках. Например, под Ходжавендом, Агдере. На этом направлении усилиями беспилотной авиации армянские системы ПВО были нейтрализованы.

- Почему применяется авиация, а не продолжаются удары с беспилотников?

- Там сильный укрепрайон, так что нужно применять различные средства, не просто бросать пехоту вперед. На войне важно ввести врага в заблуждение, а пилотируемая авиация – одно из средств, которое успешно использует Азербайджан. И, конечно, беспилотники не сравнятся с пилотируемой авиацией.

Кстати, скажу, что Азербайджан не в первый раз успешно применяет авиацию. Был удар по армянскому артиллерийскому полку в районе Гадрута и Джебраила. Всего, по моим подсчетам, было пять или шесть случаев применения азербайджанской армией пилотируемой авиации. Это показывает, что идет добивание противника. Кроме того, это признак важности боевых задач и ожесточенности боев.

- Каким вам видится исход войны? Военным, военно-политическим или политическим путем?

- Вариантов, скорее всего, два. Первый – это военный. Азербайджан освобождает Шушу, Ханкенди. Да, армянские силы при этом остаются в отдельных укрепрайонах. В этом случае надо предоставить им возможность сдаться в плен, в противном случае они просто, грубо говоря, поумирают от голода.

Что осложняет этот вариант: cеверо-западнее Гадрута и в районе Красного базара, в горном массиве, армянские войска обороняются, мешая продвижению азербайджанских войск. К тому же, скоро испортится погода.

Второй - военно-политический, он более реален, хотя я желаю вам чистой военной победы. Этот вариант заключается в том, что азербайджанская армия наносит максимальное поражение армянским силам в Карабахе. И армянское руководство под давлением начинает идти на уступки, принимает график вывода своих войск. И так далее.

Мне кажется, очень возможен промежуточный вариант между военным и военно-политическим решением. Но чисто политического урегулирования не будет.

- Почему?

- В Армении сейчас борются, скорее, за внутриполитические цели. Никто не хочет стать тем, кого обвинят в поражении в карабахской войне, никто не хочет заявить о необходимости вывода армянских войск. В Ереване будут тянуть до конца, «укладывая» своих солдат 2000-2002 годов рождения, чтобы не признавать поражение. Ведь это будет означать политический конец.

«Партия войны» в Армении не даст и Николу Пашиняну согласиться на политическое решение. Кстати, уже видно, что армянскому премьеру  не очень-то и подчиняется армия. Принимаются политические решения о перемирии, прекращении стрельбы по мирным жителям. А через час армянские войска начинают обстрелы. Заметен явный разрыв между политическим и военным руководством Армении.

У меня вопрос. А с кем воюет Азербайджан? Уж не с военной ли хунтой, которая не подчиняется армянскому правительству? Насколько армянское политическое руководство контролирует ситуацию?

- Но в Армении до сих пор не теряют надежды вовлечь Россию в конфликт. Чего стоят фейки, регулярно вбрасываемые проармянскими СМИ в РФ о гибели российских пограничников в результате обстрелов с азербайджанской стороны. Этим часто грешит информационное агентство «Реалист» и его главред Саркис Цатурян, да и многие другие.

- Ничего не получится. В Москве точно знают, что происходит, особенно с российскими военнослужащими. Позиция России четко обозначена.

Есть еще важный фактор – турецкий. России не нужен прямой конфликт с турецкой армией. Кроме того, Москва активно общается с Анкарой. России не хочется терять статус «разводящего» на Кавказе, и при этом хочет наказать Пашиняна, которого, к слову, никто снимать и свергать не будет, как раз по той причине, которую я озвучил выше: никому не хочется брать ответственность за проигранную войну. Армянская «Партия войны» предпочтет дождаться момента, когда Никол Пашинян проиграет войну, только тогда его снимут.

Наир Алиев

Media.az