На фоне потока новостей, касающихся распространения пандемии коронавируса в мире, осталась практически незамеченной новость о пожаре в Чернобыльской зоне, который начался еще 4 апреля. Сейчас, как сообщают украинские власти, пожар потушен, хотя очевидцы говорят, что тление травы и деревьев в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС продолжается. Выявлены новые возгорания в селе Кривая Гора Парышивського лесничества, и в районе железнодорожной станции Янов Лубянского лесничества.

Кстати, 14 апреля Кабинет министров Украины выделил 45 миллионов гривен на тушение пожара. Свою помощь готовы предоставить и белорусские специалисты. Сгорели территории бывших сел Лелив, Копачи, Полесское, Грезля, Рудня-Грезлянская, Ковшиловка, Варовичи, Буда-Варовичи, Мартыновичи, Изумрудный, Волхов и Чистогаловка. Сгорел и радиоактивный «Рыжий лес», и территория закрытого военного городка Чернобыль-2.

В понедельник, 13 апреля, огонь находился всего лишь в 200 метрах от Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС). Но затем пошел дождь и, как сказал в интервью Media.Az генеральный директор компании «Укратомэнерго» Валерий Токарь, природа помогла избежать катастрофы:

- Сейчас опасности, связанной с Чернобыльской АЭС, нет. У нас в середине апреля не только пошел дождь, что обычное явление, но даже выпал снег. Кроме того, на ЧАЭС нет отработанного ядерного топлива. Хотя сам пожар мог привести к повышению радиационного фона, ведь горел лес. Так что цезий, стронций могли попасть в атмосферу. Но это не настолько критично. 

Внимание надо обратить на другие АЭС. Там ситуация опаснее. Есть 15 энергоблоков на четырех действующих АЭС. То, как продлевали ресурсы на самих станциях, вызывает множество вопросов. На одной из станций не закреплены так называемые «фермы», находящиеся на высоте 38 метров. А они держат плиты, под которыми расположены турбогенераторы. Если они упадут, то будет авария.

Наши, украинские СМИ, не обращают внимания на множество «звоночков». Вот, скажем, в прошлом году, после ремонта на Хмельницкой АЭС, кто-то забыл тряпочный пыж для прочистки вентиляционных канав в турбогенераторе. Убыток – 150 миллионов долларов. А потом выяснилось, что и ротор не в порядке. Это новые убытки.

Был взрыв трансформатора на Ровенской станции. У нас абсолютно халатное отношение к продлению сроков эксплуатации АЭС, ремонтным работам, а это влияет на безопасность. В отчетах о продлении срока действия многих блоков АЭС написали, что все хорошо. Но только проверяющих там просто не было. У нас происходит много аварий, пока, слава Богу, мелких. Но СМИ, повторюсь, стараются об этом не сообщать.

- А разве нет понимания того, что количество переходит в качество? Нет опасений, что произойдет глобальная катастрофа?

- Давайте, для начала, я поясню причины такого халатного отношения. Все дело в коррупционной составляющей и кумовстве. Проще говоря, «рука руку моет». А к чему это приведет? У нас продлевают ресурсы АЭС в нарушение правил. Мы заправляемся американским топливом, которое не всегда соответствует техническим параметрам наших АЭС, особенно при процедуре загрузки и выгрузки.

Так что наши атомные электростанции представляют серьезную угрозу. С сожалением должен это отметить. Повторение чернобыльской катастрофы 1986 года вполне возможно на любой АЭС в Украине. И я об этом сообщал Юрию Недашковскому, в то время президенту государственного предприятия НАЭК «Энергоатом».

Если произойдет серьезная авария на любой из станций, а все к этому идет, то это затронет все страны Европы, и это, как минимум. В том числе и Азербайджан. Будем надеяться, что этого не случится, но на сегодняшний день я вижу серьезные проблемы, которые усугубляются. Все наши АЭС – проблемные, особенно те, которые перешли на американское топливо.

Наир Алиев

Media.az