Баку - идеальное место для решения вопросов в менее напряженной атмосфере. Интервью с Андреем Чупрыгиным

Баку - идеальное место для решения вопросов в менее напряженной атмосфере. Интервью с Андреем Чупрыгиным

Ая -

Ая +

В начале марта ожидается активизация дипломатической активности по сирийскому кризису. Как известно, в последние дни обострились противоречия между Турцией и Россией по вопросу контроля над Идлибом (город и провинция на северо-западе Сирии). Лидеры Франции и Германии – Эмманюэль Макрон и Ангела Меркель предложили президенту России Владимиру Путину провести четырехсторонний саммит по Сирии 5 марта. Об этом ранее сообщил турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган. А вчера, 25 февраля, Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что по встрече в четырехстороннем формате 5 марта пока итоговой договоренности нет, однако в этот день состоятся переговоры с президентом России Владимиром Путиным. Они пройдут либо в Анкаре, либо в Стамбуле.

Кроме того, появились сообщения о том, что в марте в Иране пройдет еще и трехсторонняя встреча по поводу Идлиба, где Россия, Турция и Иран еще раз обсудят идлибский вопрос. Некоторые эксперты посчитали, что кризис между Турцией и Россией начинает потихоньку рассасываться. Но так ли это? И какими будут в дальнейшем турецко-российские отношения? В последние годы они укрепились, но теперь очевидно определенное охлаждение, ведь Россия поддерживает Сирию, которая продолжает наступление в провинции Идлиб.

Media.Az обратилась за комментарием к старшему преподавателю Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), эксперту Российского совета по международным делам (РСМД) Андрею Чупрыгину:

- Я не уверен в том, что кризис начинается рассасываться, смягчаться. Турция ведет «длинную игру».

- А что вы думаете о возможности столкновения в Сирии российских и турецких военных?

- Это возможно в любой момент, учитывая ситуацию в Сирии. Все толкутся на очень маленьком пятачке, так что случайные инциденты вполне возможны. Особенно, учитывая тот факт, что сирийцы специально таргетируют турецкие наблюдательные посты. Так что еще не вечер, все будет продолжаться.

- А есть и фактор присутствия американцев…

- Да, это так (смеется – ред.). Американцы, на самом деле, суются везде. Это такой «ковбойский вариант». И он может в любой момент спровоцировать серьезные конфликты. Особенно если население начнет стрелять по американцам, а сирийская армия ввяжется под предлогом защиты людей. Очень интересно посмотреть, чем закончится и, вообще, состоится ли встреча в четырехстороннем формате (Германия, Франция, Турция, Россия).

- Помимо этой встречи, сообщалось и о возможности переговоров в трехстороннем формате – Иран-Россия-Турция…

- Эта встреча ничего не решит. Это попытка реанимировать «астанинский процесс» (мирные переговоры в Астане, ныне Нур-Султан, прошли впервые в 2017 году по инициативе России, Турции и Ирана – ред.). После обострения ситуации в Идлибе «астанинский формат» куда-то исчез.

- Ранее некоторые эксперты говорили о том, что переговорная площадка в Баку могла бы стать оптимальным местом для переговоров по проблемам Ближнего Востока. Азербайджан ближе к проблемному региону, даже непосредственно граничит с ним…

- …Это вообще хорошая идея! Географические и политические условия делают Баку идеальным местом для решения вопросов в менее напряженной атмосфере. Как быстро согласятся все стороны на этот вариант – другой вопрос. Но идея имеет полное право на существование. Здесь хорошо сработало бы понимание того, что не только Россия сейчас на Ближнем Востоке занимает уникальную позицию и может разговаривать со всеми, но и Азербайджан. «Бакинская площадка» не помешала бы.

Наир Алиев

в начало