Мировые СМИ из-за вспышки «китайской» пневмонии пишут о снижении цены на нефть. Цены снижаются на торгах во вторник после падения до минимальных значений с середины октября. Все это происходит на фоне опасений о спросе на энергоносители. Таким образом, эпидемия стала очередным потрясением для нефтяного рынка.

Заместитель директора Русской школы экономики UNEC, доктор наук, профессор Эльшад Мамедов в беседе с Media.Az отметил, что считает сегодняшнюю цену на нефть спекулятивной.

«Считаю, что коррекция цен в сторону понижения, связанная с распространением коронавируса, временное явление и не является каким-то устойчивым трендом. Скорее всего, налицо опять попытки спекулятивно играть на ценообразовании на нефтяном рынке, что мы уже неоднократно наблюдали и в предыдущие годы. Но вместе с тем, учитывая технологические процессы, наблюдающиеся в мировой экономике – это и альтернативная энергетика, и повышение рентабельности солнечной энергетики, которые связаны, по всей видимости, с надвигающейся волной нового мирового экономического кризиса вкупе с теми процессами, которые происходят по поводу сланцевой нефти в США, мы понимаем, что в целом, все же предложение будет превышать спрос», - сказал эксперт.

По мнению экономиста, сегодняшняя цена на нефть спекулятивная, и «мы вправе рассчитывать в более устойчивой долгосрочной перспективе на то, что цена все же будет идти на понижение».

«В таких условиях, конечно же, для всех нефтедобывающих стран стоит вопрос диверсификации своих экономик, снижения нефтяной зависимости. Не думаю, что мы станем свидетелями каких-то заоблачных высоких цен на нефть. Но я бы не стал это связывать в устойчивом формате с распространением вируса в Китае», - отметил Э.Мамедов.

Что касается заложенной в госбюджете Азербайджана цены не нефть в 55 долларов за баррель, собеседник считает данное решение верным: «Мы устанавливаем планку не на низком уровне, потому что нам в приоритетном плане нужны инвестиции. Необходимо, чтобы финансовые ресурсы от экспорта нефти вкладывались в нашу экономику, а не складывались в форме покупок иностранной валюты, ценных бумаг, активов за рубежом, которые фактически работают в большей степени на финансирование других экономик».

«Гораздо эффективнее вкладывать финансовые ресурсы в бюджет и экономику страны, потому что наша экономика  нуждается в инвестициях, о чем говорил и глава государства. Поэтому, считаю, что это правильный ход. Вместе с тем, если посмотреть на бюджет Нефтяного фонда за последние годы, мы можем увидеть, что почти всегда, за исключением одного-двух лет, когда на нефтяном рынке наблюдался кризис, он формируется с серьезным профицитом», - отметил эксперт.  Он добавил, что бюджет Нефтяного фонда, его структура, динамика последних лет говорят о том, что при любой цене, закладываемой в бюджет, доходы Нефтяного фонда значительно превышают расходы.

«Думаю, что в ближайшие годы, если мы будем устанавливать высокую цену на нефть в бюджете страны, то никаких серьезных угроз с точки зрения исполнения бюджета, сбалансированности нашей национальной экономики, не будет. Думаю, что цену на нефть нужно устанавливать максимально высокой, с тем, чтобы эти средства возвращались в азербайджанскую экономику, а не складывались бы в форме золотовалютных резервов, потому что их объем для нашей национальной экономики чрезмерно высок», - резюмировал Эльшад Мамедов.

Алла Зейдуллаева

Media.az