Заявления о пропаже людей в Азербайджане в правоохранительные органы поступают регулярно. Находя свое отражение в прессе, эти случаи сразу же становятся резонансными. Так,12 января в Баку пропала 14-летняя Медина Мамедова, 6 декабря пропала жительница Шамкирского района, 17-летняя Хаяла Гасанова. К счастью, обе девушки были найдены и переданы родным. Чего не скажешь о Нармин Гулиевой из Товузского района, тщетные поиски которой продолжались без малого два месяца, пока не был обнаружен труп 10-летней девочки.

Несмотря на то, что в СМИ частенько появляются новости о без вести пропавших, по данным официальной статистики МВД, ситуация в стране в этом вопросе остается стабильной. Дети в общей статистике пропавших без вести занимают лишь малую часть. Судя по официальной статистике за 2000-2018 годы, число пропавших без вести не особо растет и не снижается. Количество пропавших без вести в Азербайджане достигло максимума в 2006-2007 годах – порядка 1500 человек в год. Затем снизилось и с 2010 года существенно не менялось, колеблясь между 887-964 человек.

Тем не менее, 2018 год стал рекордным по количеству пропавших, начиная с 2010 года – 964 человека. Несовершеннолетние из этого числа составляют десятую часть. За 2018 год числились пропавшими 136 человек, которым не исполнилось 18 лет . 70% пропавших взрослых и 90% детей находят.

Как сказал в беседе с Media.Az эксперт по безопасности, доктор юридических наук, заведующий кафедрой криминалистики и судебной экспертизы, эксперт в области международного права, профессор Кямиль Салимов, МВД объявляет в розыск пропавшее лицо только после того, как в правоохранительные службы поступает соответствующее заявление. По его словам, если есть информация о пропаже человека, то необязательно дожидаться, чтобы прошло три дня.

«Чем быстрее начнутся поиски, тем больше шансов найти человека по горячим следам. Это самое ценное время. Если с момента пропажи прошло много дней, но стало известно об этом только сейчас, то тоже нужно немедленно обращаться в полицию», - считает К.Салимов.

Он добавил, что после объявления человека в розыск, правоохранительные органы начинают собирать соответствующую информацию из районов страны и зарубежья: «В случае наличия трупа и других элементов, которые схожи по идентификационным признакам с пропавшими, проводятся соответствующие экспертные исследования и устанавливается личность пропавшего».

Кямиль Салимов отметил, что иногда заявляют о пропаже совершеннолетних женщин, сбежавших из родительского дома или мужа. «Человек, которому уже исполнилось 18 лет, может жить, где и как хочет, свободно передвигаться в любое место и т.д. Но есть одно «но». Об его планах должны быть осведомлены родные и знакомые. Он должен сообщить об уходе по одной просто причине - чтобы люди не искали его.

Если сбежавшую женщину находят, то об этом просто сообщают ее родным. В принудительном порядке никто не имеет права возвращать беглянку в семью. Более того,  в случае отказа, муж даже не имеет права посягать на сексуальную близость с супругой. Если потерявшегося человека находят, то поиски сразу прекращаются, поскольку на розыскные мероприятия выделяются средства. А это дополнительные расходы», - сказал К.Салимов.

На вопрос, есть ли у розыскных мероприятий свой срок давности, профессор ответил, что нет. «В зависимости от возраста пропавшего, поисковые работы могут продолжаться 30-40 лет. Однако фактически человек остается в розыске всю жизнь. Ведь, например, могут найти труп, который может с применением современных технологий быть идентифицирован, и можно будет установить, что труп принадлежит как раз таки числящемуся пропавшим без вести», - резюмировал К.Салимов.

Наталья Гулиева

Media.az