На этой неделе президенты России и Турции - Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган дали старт работе газопровода «Турецкий поток». Трубопровод доставит газ в Турцию, а также в страны Южной, Юго-Восточной и Центральной Европы. В церемонии также приняли участие президент Сербии Александр Вучич и премьер-министр Болгарии Бойко Борисов. Российский президент назвал это событие важным для Москвы, Анкары, а также всей Европы.

«Турецкий поток» состоит из двух ниток, мощность каждой из которых составляет почти 16 миллиарда кубометров газа. В Украине уже заявили, что страна недополучит около 450 миллионов долларов в год из-за запуска «Турецкого потока». Об этом, к примеру, заявил генеральный директор «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон. Недовольны и в Армении, но уже по другим причинам.

Какими будут цены на нефть и газ в наступившем 2020 году, почему в Армении обеспокоены, является ли «Турецкий поток» конкурентом для азербайджанского газа? Об этом и многом другом Media.Az беседует с ведущим экспертом Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве Российской Федерации Станиславом Митраховичем.

- Какие процессы идут, какова может быть цена на нефть?

- Конечно, очень сложно спрогнозировать. Если бы это было возможно, то я давно бы поставил ставку на Forex и заработал себе на остров в океане (смеется – ред.).  Но в том-то и особенность рынка. Но есть основания полагать, что текущие риски военных действий на Ближнем Востоке уменьшены. США и Иран не идут на эскалацию. Тегеран ударил по американским базам не так сильно как мог, а США воспользовались этим, чтобы смягчить риски. Так что цена на нефть вряд ли будет расти, если, конечно, не начнется новый конфликт на Ближнем Востоке. Могу даже предположить, что стоимость барреля нефти немного снизится из-за масштабного роста добычи нефти в США. Кроме того, Штаты строят нефтепроводы, которые позволят экспортировать «черное золото» от зон добычи к портам.

Многое будет зависеть от того, что будет происходить с ОПЕК+ (здесь участвует и Азербайджан – ред.). Будет ли происходить дальнейшее ограничение добычи нефти? Или же к концу года, чего я не исключаю, произойдет распад сделки ОПЕК+. Сами посудите, в Америке идет рост добычи нефти, а остальные страны должны ограничиваться установленными пределами. Это не очень нравится участниками сделки ОПЕК+. Может начаться новая ценовая война. Конечно, я не думаю, что в 2020 году мы увидим цену 27 долларов за баррель нефти, которая была в конце 2015 – начале 2016 года. Но цены на нефть могут снизиться (сейчас баррель нефти марки Brent стоит около 65 долларов).

Что касается газа, то мы видим «ценовую войну». Цена на газ в мире понижается. Так сложились обстоятельства. Прежде всего надо учитывать, что многие компании и страны вложились в производство сжиженного газа (СПГ). Они считали, что СПГ будет очень востребовано. Но такое количество сжиженного газа очень сложно потребить. Но ведь еще надо на климат обратить внимание, теплую погоду в Европе. 

По имеющимся данным, американские производители СПГ, забронировавшие мощности на сжижение газа в Америке, теперь испытывают сложности, не могут окупить свои вложения. Российский «Газпром», конечно же, не испытывает проблем. Поставки по трубе дешевые, так что ценовую конкуренцию в Европе, да и в Китае, «Газпром» выиграет, хотя, возможно, придется сократить планы по выручке.

- Я ознакомился с тремя совершенно различными прогнозам цен на нефть в 2020 году. От 48-50 долларов до 60 и 70 долларов за баррель… А ведь известно, что и цена на газ привязана к стоимости нефти.

- Еще раз скажу, что называть точную цифру сложно. В течение года стоимость барреля нефти может существенно колебаться. Но есть фактор роста добычи нефти в США…

- Давайте вернемся к «Турецкому потоку», который был запущен на днях. Некоторые аналитики считают, что это ненужный проект. К примеру, Турция получает газ из Азербайджана…

- Турция – страна, которая пытается диверсифицировать поставки газа для себя. Но не только. Да, Азербайджан важный партнер, поставщик энергоносителей. Но чем мешает «Турецкий поток»?

Был запущен TANAP («Трансанатолийский газопровод»). И почему бы в будущем через TANAP и TAP («Трансадриатический газопровод») не поставлять и российский газ в Европу? Следует учитывать, что турецкий рынок сейчас достаточно сложный. Экономика Турции переживает не самые лучшие времена. Но это же не навсегда. Да, сейчас Турции нужно меньше газа. Но азербайджанский газ по цене дешевле, чем сжиженный и сопоставим с российским по стоимости. Кроме того, не надо забывать, что из Турции газ будет поступать в Европу. Так что есть поле для сотрудничества между Россией и Азербайджаном. Возвращаясь к «Турецкому потоку»: это современный, экологичный проект. Это технология второго десятилетия XXI века. Газопроводы строятся не на пять лет, а на десятилетия. Конечно, Турция выигрывает, участвуя в этих проектах.

- Понятно, что «Турецкий поток» -  это не только деньги, но и геополитика. Меня не удивили комментарии из Украины, где заявили, что теряют деньги из-за открытия «Турецкого потока». Но другое дело комментарии из Армении, где считают, что открытие «Турецкого потока» почему-то ударяет и по ним…

- В Армении не рады сближению России и Турции, что понятно, учитывая политическую ситуацию в регионе. Но Россия ведет многовекторную политику. Так что очевидно, что Москва будет сотрудничать и с Турцией, и с Азербайджаном, и с другими странами.

Наир Алиев

Media.az