Вугар Мурадов - заслуженный художник Азербайджана, член Союза художников и Объединения фотографов Азербайджана, член Международной федерации художников ЮНЕСКО, постоянный участник престижных выставок и международных арт-событий. Его картины настолько яркие и красочные, что сразу же вызывают интерес, поражая воображение зрителя. 

Работы Вугара Мурадова украшают музеи и галереи частных коллекций в более чем тридцати странах мира. Свою международную выставочную деятельность художник начал еще в 1998 году с проекта «Contemporary Artists from Azerbaijan» в Вашингтоне. С тех пор его вернисажи проходили во многих странах мира, от Аргентины и США - до России и Японии. 

Media.Az поговорила с Вугаром Мурадовым и узнала, над чем он сейчас работает и что думает о современном искусстве.

- Ваши работы очень красочные и яркие. Они поражают зрителя игрой цвета и теней. По ним видно настроение, в котором творил художник. А где вы черпаете вдохновение для творчества?

- Дело в том, что творчество - это непроизвольный процесс, это образ жизни и внутренняя потребность, поэтому я никогда не жду вдохновения, чтобы приступить к работе. Каждый день, приходя в мастерскую, ставлю холст, смешиваю краски и начинаю писать. Меня может вдохновить абсолютно все. Для творческого человека характерна наблюдательность, и я в этом плане не исключение.

Художник – это состояние души, который всегда в процессе, в поиске, в творчестве. Муза может прийти в любую секунду. Этот процесс невозможно остановить. Его нельзя ограничить стенами мастерской. Он продолжается всегда, ведь даже во сне мозг творческого человека не отдыхает, он работает. Идея может возникнуть в любое время, главное не упустить это мгновение – сделать зарисовку или записать словами в блокнот.

Бывает так, что мысль приходит, я перевариваю ее несколько лет, пропускаю через свой внутренний мир и только потом, когда она окончательно сформировалась, и я понял, как она будет выглядеть на холсте, приступаю к работе. Это сложный и кропотливый процесс. 

Окружающая реальность всегда воздействует на меня, ведь художника нельзя отделить от среды, где он живет. Каждое утро, открывая глаза и видя этот мир, состоящий из множества оригинальных цветов и оттенков, который я воспринимаю через свою собственную призму и смотрю на него глазами живописца, я ищу метод для самовыражения, где в качестве слов и букв выступают холсты и краски.

Каждый сюжет – общение мастера с окружающим миром. Не случайно очень часто используется выражение, что «за художника говорят его произведения» – это его мысли, идеи, раздумья, философия и по большому счету он сам. Художник общается со зрителем посредством своего творчества.

Эмоциональный всплеск и новые впечатления всегда остаются в памяти и впоследствии могут привести к созданию картины, стать стимулом и мотивацией для творчества, когда увиденное, услышанное и прочитанное художником приобретает собственную интерпретацию и выплескивается на холст в виде новой оригинальной идеи, изображающей то, что его волнует. 

- Расскажите нашим читателям, над чем вы сейчас работаете? В каких проектах участвуете?

- На протяжении многих лет я придерживаюсь своего стиля, который сделал меня (мои картины) узнаваемым. У меня бывают серии, как например, ковровая, которая вызвала большой интерес не только в Республике, но и за рубежом. Если говорить об изменениях, то в последние годы я увеличил формат картин, это связано с техникой исполнения. Не так давно я пришел к новой технике, которая позволяет мне создавать масштабные полотна. 

Последние годы я работаю с иностранными арт-дилерами. Если говорить о проектах, то регулярно участвую в зарубежных выставках, престижных арт-ярмарках искусства за границей, провожу персональные вернисажи как в Азербайджане, так и за его пределами. Мне очень приятно, что моя картина из ковровой серии под названием «Карабах» в прошлом году была выбрана Государственным агентством по туризму Азербайджана при создании нового национального туристического бренда «Take Another Look», презентация которого мировой общественности прошла в ноябре прошлого года в Лондоне в рамках международной выставки.

Примечательно, что бренд был создан с участием как местных, так и иностранных специалистов. Пользуясь случаем, хочу выразить слова благодарности тем, кто оценил мое творчество и сделал выбор в пользу моей картины. 

-  Одна из ваших работ несколько лет назад была продана за 50 тысяч долларов. Что это была за картина?  И что испытывает художник, когда продает свои работы? Это радость, что его труд оценили или грусть от расставания со своим детищем?

- Это интересная тема для обсуждения и размышления. Почему в последнее время все большую популярность набирает тенденция акцентировать внимание именно на стоимости картины, нежели на самой работе, ее художественной ценности, сюжете, истории? Сегодня в СМИ очень часто можно встретить громкие заголовки, например, «На аукционе картину Пикассо «Алжирские женщины» продали за рекордную цену - 179,365 млн. долларов» или «Работа «Кролик» Джеффа Кунса ушла с молотка за 91 миллион долларов». Словно в мире идет некое соревнование, где фигурируют крупные суммы, которые миллионеры выкладывают за работы всемирно известных живописцев. Обидно, что больше обсуждают цену, нежели саму работу. Возможно, причина этого - рыночная экономика (смеется). 

Если продолжить эту мысль, то после Японии моя другая картина была продана на престижной международной арт-ярмарке «Art Basel Miami Beach» за более высокую сумму. Данное арт-событие является самой обширной международной выставкой современного искусства в Северной Америке, в которой более 260 галерей, где более 4000 художников из 30 стран мира демонстрируют свои картины. Но, опять же, не считаю, что нужно акцентировать столь пристальное внимание именно на стоимости картины.

Возможно, завтра появится покупатель, который предложит цену в несколько раз больше, тогда сумма в 50 тысяч долларов будет не актуальна (улыбается). Но самое интересное, что за такую стоимость мои картины в Баку пока не покупаются, чего нельзя сказать о США, Европе или Японии.

Получается, что мне нужно жить за границей, чтобы продавать свои картины за соответствующую цену, но мне хочется, чтобы между азербайджанским и европейским (американским) рынком не наблюдалось столь большой разницы. К сожалению, у нас до сих пор нет официально зарегистрированных миллионеров. Возможно, это одна из причин того, что на азербайджанском арт-рынке работы Вугара Мурадова не продаются за гонорары, как в Европе и США? Сначала нужно высоко оценить работы наших художников в пределах республики, чтобы их цена, как следствие, выросла и на мировом арт-рынке.

Если цена картины в Азербайджане, к примеру, будет 1000 евро, то в Европе ее стоимость увеличится до нескольких тысяч соответственно. Считаю, что этот процесс необходимо как-то стимулировать, чтобы наше искусство выросло в цене, и местный рынок стал лучше развиваться. Ведь у нас есть художники мирового уровня, но их работы не продаются за миллионы. 

Если говорить о процессе расставания, то раньше мне было сложно расстаться со своими работами, ведь каждая из них – это частичка автора, в которую он вкладывает свою душу. Конечно, это сложный момент, но с годами привыкаешь. Приятно, когда твои работы попадают в руки людей, искренно любящих и ценящих искусство. Но если подойти к вопросу с философской точки зрения, то мы тоже приходим в этот мир и спустя время покидаем его. Это естественный процесс, который применим и к работам. Ведь дети, становясь взрослыми, начинают жить отдельно. Так и с картинами. Они покидают мою мастерскую и отправляются в самостоятельное плавание по миру, живя собственной жизнью.

Я думаю, что картина работает намного больше, чем сам художник. Объясню почему. Например, кто-то приобретает мою работу, платит налоги, затем ее перепродает, получает прибыль, которую вкладывает в свой бизнес, проекты или на вырученные средства помогает больным детям, спасает жизни. Я не могу кому-то помочь, к примеру, дать на лечение 50 тысяч долларов, но могу это сделать с помощью своих картин. Поэтому я стараюсь регулярно участвовать в благотворительных проектах, помогая спасать жизни людей, благодаря своему творчеству.



Вырученные от продажи средства идут на лечение тяжелобольных пациентов. Одним словом, процесс идет. Считаю, что в таких проектах должно участвовать как можно больше людей, ведь вместе мы сможем изменить мир к лучшему. Я не понимаю художников, которые не проявляют желания участвовать в благотворительных проектах, возможно, считая, что их произведения стоят дороже, чем человеческая жизнь, но я убежден, что ни одно произведение искусства не может стоить дороже, чем человеческая жизнь, которая бесценна. 

Хочу также упомянуть про другой момент. Мне очень приятно, что мои картины приносят людям эстетическое удовольствие, радуют глаз, вызывают положительные эмоции. Мне, как автору, приятно, когда мое творчество нравится людям. С другой стороны, продажа картин просто необходима художнику для продолжения творчества, ведь на вырученные средства он покупает холсты и краски и продолжает создавать новые работы. Если твои картины вызывают интерес, имеют спрос на арт-рынке и приносят прибыль, это тоже приятно, что является дополнительной мотивацией для автора.

В общей сложности до сегодняшнего дня было продано около тысячи моих картин по всему миру. Представьте себе, сколько людей наслаждается моим творчеством, хотя большинство из них я даже не знаю. Что касается картины, проданной в Японии, то на ней был изображен один из моих традиционных сюжетов, к которому я часто обращаюсь в творчестве, это гранатовая тема. 

- Расскажите нашим читателям о своей удивительной картине «Летающая рыба».

- Эта картина была написана во время моей персональной выставки в Киеве, которая прошла в столичной галерее «Калита Арт Клуб». Согласно идее, предложенной арт-куратором вернисажа Олесей Ланевской, мне нужно было написать одну работу на месте во время моего двухнедельного пребывания в Украине. Рыба – это первоначальный символ христианства, который впоследствии был заменен крестом.

Примечательно, что это не просто рыба, а летающая рыба, символизирующая способность вещей в природе перевоплощаться и изменяться, раскрывая свои возможности и способности. Человек, который поставил себе цель и уверенно идет к ее достижению, со временем добивается желаемого. Иногда он взбирается так высоко, что это вызывает у него удивление, как такое возможно. Но в мире нет ничего невозможного, как говорят философы, а случаи из мировой истории это подтверждают.

Вещи, на первый взгляд казавшиеся невозможными, случаются. Поэтому нет ничего удивительного, что рыба при большом желании способна начать летать, покинув одну стихию (вода) и найдя себя в другой (воздух), используя вместо крыльев плавники. Эта работа говорит о том, что в этом мире все возможно. Особый акцент сделан на глазах рыбы, где я использую жёлтые и синие цвета. Интересно, что я побывал в Киеве вместе с семьей, когда мне было около 10 лет. С тех пор мне казалось, что столица Украины – это абсолютно белый город, чем-то похож на греческий город Санторине с его белыми постройками.

Возможно, на меня столь сильное впечатление произвел большой белый забор Печорской лавры, который и остался в воспоминаниях детства. Тогда этот забор казался мне просто огромным. Но во время этой поездки я увидел город во всей красе, который мне очень понравился и произвел большое впечатление золотыми куполами, величественными храмами, уникальной по своей красоте архитектуре, обильной растительностью, добрыми, приветливыми и гостеприимными людьми.

- Что вы думаете о современном искусстве? 

- Во-первых, впервые слово «современное» по отношению к искусству употребила Розалина Краусс, одна из самых влиятельных аналитиков современного искусства, говоря о работах Дэвида Смита. В принципе, термин «современное искусство» был применен исключительно к искусству Дэвида Смита. Поэтому скажу, что искусство – вечное.

Во-вторых, считаю, что современное искусство, в основном, увлекает воображение, а не возбуждает чувства. Смотря на инсталляцию, выполненную моим современником, мне становится интересно, а смотря на картины всемирно известных художников, к примеру, голландскую живопись, во мне пробуждаются чувства. Инсталляция может привлекать оригинальностью идеи, необычным или нетрадиционным подходом, креативным мышлением, чем-то экстраординарным, а классика – это зачастую большие чувства и эмоции, нежели воображение.

В-третьих, современное искусство – это очень большие деньги, ведь для его развития требуется серьезное капиталовложение. 

- Вы интересуетесь мнением обычных людей, не профессионалов, о своих работах? Вообще, как относитесь к критике?

- Я думаю, что человек не может быть обычным, ведь если он человек, то он уже для меня уникален, поэтому его мнение мне интересно. Если говорить не о профессионалах, а о любителях и ценителях изобразительного искусства, то мне бывает интересно узнать их мнение о моем творчестве. Люди могут об этом говорить во время выставок, оказавшись в моей мастерской или в социальной сети «Фейсбук», просматривая мои работы в интернет-пространстве.

Конечно, порой мнение человека, не связанного с искусством, настолько интересно и мало ожидаемо, что заставляет тебя остановиться и прислушаться. Иногда отзывы меня удивляют, особенно, когда любители замечают какие-то интересные элементы и детали, на которые даже искусствоведы не обращают внимания. Мой самый главный критик – это я сам. Но, тем не менее, я всегда адекватно отношусь к здоровой объективной критике, так как считаю, что мы учимся и совершенствуемся всю жизнь. Если критик авторитет и имеет право проводить некий анализ моего творчества, то с этим все нормально.

Ведь критика, в первую очередь, должна служить улучшению профессионального уровня человека, независимо от сферы его деятельности, стимулировать его развитие. Думаю, что не я отношусь к критике, а критика относится ко мне. Не зря говорится, что критика, как и мнения людей, со временем может меняться, а хорошее произведение остается. 

- Что вы с позиции своего опыта, можете посоветовать юным художникам, которые только начинают свой творческий путь?

- Честно говоря, всегда очень сложно давать советы, ведь у каждого человека своя жизнь, свое видение, свои цели и приоритеты. Ведь я сам, как и любой творческий человек, даже сегодня нахожусь в творческом поиске. Выставляться и реализовывать свои работы я начал достаточно поздно. Возможно, я сам не был к этому полностью готов, поэтому процесс затянулся.

Главное, что я хочу посоветовать молодому поколению - это работать и верить в то, что ты делаешь, и никогда не падать духом, несмотря на сложности, ведь с ними сталкивается каждый из нас, редко, когда у человека с первого раза все получается и идет гладко. 

Рано или поздно твой кропотливый труд, в который ты вкладываешь свою душу, получит свое вознаграждение и будет оценен по достоинству. Главное для художника - не зацикливаться на признании, больших гонорарах и славе. Всe это придет со временем. В первую очередь, живописца должно интересовать само творчество, ведь это потребность, без которой он не может жить. 

Конечно, наряду с этим, нужно быть более активными, участвовать в международных выставках, интересных конкурсах и арт-проектах, заводить знакомства и со временем выходить на мировой уровень, а не ограничиваться только своей республикой.

Инертность в этом плане может сыграть злую шутку, поэтому нужно стремиться к лучшему, работать, создавать, выставляться и добиваться успеха. Сидеть и ждать у моря погоды – не выход из ситуации.

Сабина Гадырова

Foto: Roman Chygrinets

Media.az