На днях в Польше прошла очередная, уже восьмая по счету международная конференция на тему Кавказа. Польша интересуется вопросами Кавказа. Но почему? Об этом Media.Az поговорила с директором Института гуманитарных наук Государственной профессиональной высшей школы в Кросно (Польша) Бартошом Голабеком, который был одним из участников этой конференции.

- Чем можно объяснить такой интерес в Польше к проблемам Кавказа?

- Да, это интересный момент. Далеко не многие в Европе сегодня интересуются Кавказом, смотрят на Кавказ, анализируют прошлое, смотрят в будущее. Но у нас много связей с регионом Южного Кавказа, я имею ввиду культуру, польских инженеров. И эти связи из прошлого связывают нас сегодня. Прошлое - это наша совместная история.

После распада Советского Союза появилось много неясностей, мы не знали о жизни людей на Кавказе. И, надо сказать, мало было информации о странах Южного Кавказа. Как и чем они живут? И мы их увидели по-новому. Не секрет, что за последние годы мы потеряли многие связи с вашим регионом. Наш интерес основан на новом понимании того, что у вас происходит, нам интересно все, что у вас происходит. Южный Кавказ находится на очень интересной линии между Черным и Каспийским морями.

- Когда вы говорили о прошлом, я вспомнил, какую роль сыграли поляки для Азербайджана. В центре Баку множество зданий, спроектированных польскими архитекторами в начале прошлого века. Это здание мэрии, здание Исмаилия, «дворец Мухтарова» («Дворец счастья») и многое другое.

- Вы указали на интересный аспект. Даже у нас, в Польше, о многом не знают или не помнят. Но вот, что касается Баку – то в учебной школьной программе есть обязательная для прочтения книга Стефана Жиромского «Пшедвершне» - Przedwiośnie (перевод на русский – «Канун весны» или «Ранняя весна» - ред.). В этой повести описываются события в Баку в начале XX века. Главный герой живет в Баку, и оттуда идут идеи восстановления Польши.

Чем интересны для нас другие страны Южного Кавказа? Ну, скажем, Грузия вызывает большой интерес у поляков как туристическое направление. И значительная часть наших справедливо восхищается грузинским духом, их моральными ценностями, борьбой за свою территориальную целостность.

Вы, наверное, очень хорошо знаете, что грузины высоко ценили нашего президента Леха Качиньского, который хотел сыграть серьезную роль в разрешении конфликтов в Грузии. К сожалению, он погиб в авиакатастрофе.

Есть и Армения – совсем другая страна, с другой историей. Мы наблюдаем перемены в Армении за последний год.

Кавказ всегда выделялся, это особая территория. Наш аналитик Войцех Гурецкий не зря говорит, что Кавказ – это целая планета. Мы хотим, чтобы наши отношения со странами Южного Кавказа развивались. И в Польше есть заинтересованные люди, которые могли бы этому способствовать.

- Вы упомянули про конфликты. Кавказ – это действительно территория, где есть множество нерешенных конфликтов. Две из трех стран Южного Кавказа испытывают проблемы, связанные с территориальной целостностью. А «выгодополучателем» является Армения – это единственная страна на территории Южного Кавказа, территория которой не оккупирована, более того, именно Ереван оккупировал азербайджанские земли. Как в Польше, и в целом в Европе, видят решение застарелых конфликтов на Кавказе?

- Очень сложно сказать. Мы - сторонники мира. Мы понимаем и осознаем наличие проблем. Нужно посредничество не только Российской Федерации, но и других стран, в том числе европейских. К сожалению, здесь, в Польше, нет четкого понимания того, как можно решить, к примеру, карабахский конфликт. Но лично я надеюсь, что возникнут каналы коммуникации, которые помогут разрешить конфликтные ситуации.

Наир Алиев

Media.az