В Тбилиси прошла встреча отдельных представителей дипломатического корпуса и экспертного сообщества, на которой обсуждалась ситуация вокруг монастырского комплекса «Кешикчидаг» (Давид Гареджи). Представителей азербайджанского посольства на этих обсуждениях не было, впрочем, как и сотрудников МИД Грузии.

Чем вызван интерес зарубежных дипломатов, аккредитованных в Грузии, к ситуации, сложившейся на азербайджано-грузинской границе? Media.Az обратилась к политическому эксперту Егору Куроптеву из Тбилиси, который стал организатором встречи экспертной группы «Коалиции за суверенные выборы» и дипломатического корпуса «Страны НАТО и партнеры стран Альянса».

- Как эта встреча стала возможна, и почему зарубежные дипломаты решили обсудить этот вопрос?

- Я уже организовывал встречи дипкорпуса, аккредитованного в Грузии, причем по разным темам, внутригрузинским. Сейчас же вопрос Давид Гареджи для Грузии находится в топ-3 повестки дня. По этому поводу даже развернулась обширная информационная «война». В каждом выпуске новостей есть что-то про Давид Гареджи. И это происходит, наверное, с конца апреля, когда госпожа президент Саломе Зурабишвили посетила этот комплекс и сделала некоторые заявления. (Президент Грузии Саломе Зурабишвили навестила пограничников на территории Давид Гареджи, отметила важность скорейшей демаркации грузино-азербайджанской границы и необходимость восстановления этого памятника – ред.).

С этого момента началось активное освещение всех событий, например, строительство дорог как с азербайджанской, так и грузинской стороны в районе комплекса. Определенные силы в Грузии активно используют возникшую ситуацию, чтобы менять повестку дня, перемещая внимание на Азербайджан.

Кстати, и Турция является активным объектом «пропаганды». Например, с 25 июня многие российские медиа, после известной истории с российским депутатом Сергеем Гавриловым, начали говорить о какой-то экспансии Турции в Грузии, в Аджарии. А этого нет.

Эта кампания – антитурецкая, антиазербайджанская, но в первую очередь – антигрузинская, идет вообще-то с марта (даже до появления президента Грузии у монастырского комплекса на границе с Азербайджаном – ред.). А мы - Грузия и Азербайджан, «помогаем». Вместо того, чтобы видеть реальную угрозу, вместо того, чтобы улаживать вопросы между собой на дружеской основе, оперативно закрывая их, чтобы не давать поводов для игроков, которые хотят нам навредить, начинаем спорить.

- Давайте вернемся ко встрече по монастырскому комплексу в Тбилиси. Насколько я понимаю, представителей азербайджанского посольства не было?

- Да, представители посольства Азербайджана на этой конкретной встрече не участвовали. Дело в том, что гостей приглашало посольство Польши. Это страны-члены НАТО и партнеры Альянса. Хочу сказать, что и представители грузинского МИД не присутствовали на обсуждениях. Там не решался какой-либо вопрос. Просто шло обсуждение и информирование. Я лично проводил брифинг для международных партнеров.

- Не так давно в рамках программы «Пограничная ZONA» вы беседовали с одним из лидеров грузинской оппозиции Шалвой Нателашвили. Он назвал Азербайджан страной-оккупантом, приведя в пример как раз монастырский комплекс. Насколько популярный такие идеи в грузинском обществе?

- Конечно, у определенных сил наблюдаются попытки привязать слово «оккупант» не к северному соседу, а, к примеру, к Азербайджану. Но такие люди, как Шалва Нателашвили и другие, которые стоят у границы, и у монастырского комплекса, есть. Тот же Нателашвили считает, что он защищает территорию Грузии, а значит, помогает. Кроме того, он политик, а значит, работает на свой электорат.

А если говорить про настроения (и я это говорил на встречах в Баку), то нынешний виток спора вокруг монастыря и принадлежности его части Азербайджану или Грузии - это все искусственное. Это не противостояние властей Азербайджана и Грузии. Это просто вышло на уровень напряженности в обществе...

- Вспоминается история с попыткой отобрать оружие у азербайджанского пограничника, что широко обсуждалось в азербайджанской прессе…

- Да, и этот инцидент показатель напряженности. Но в Азербайджане повышенное внимание к теме возникло только после этого. А в Грузии-то уже третий месяц вопрос монастырского комплекса в топах новостей, о чем я выше говорил.

Но я бы хотел, в том числе и благодаря нашему интервью, еще раз подчеркнуть, что это - не спор между властями. Азербайджанцы живут в Грузии, и потому называть Азербайджан оккупантом, что иногда происходит – это катастрофа. Мы должны от этого срочно уйти. А как это сделать? Мне кажется, что и Баку, и Тбилиси должны остановить всякую активность вокруг монастырского комплекса. Сделать работу комиссию по делимитации абсолютно прозрачной. Если нужно - дать задание историкам, которые будут обсуждать вопрос, но одновременно открыть границу и доступ к комплексу со всех сторон – и с грузинской, и с азербайджанской.

- А возможны ли, на ваш взгляд, провокации в будущем? Ведь попытка отобрать оружие у азербайджанского пограничника могла обернуться стрельбой, пусть и в воздух…

- Главное – договориться политически. На данный момент комплекс перекрыт и с грузинской, и с азербайджанской стороны. Это правильное решение в нынешней ситуации, которую надо остудить. Но дальше людям надо просто дать полную информацию о переговорах. И нужно вернуть «химию» в отношениях между руководством Грузии и Азербайджана, ее очень не хватает.

А всякие «истории с оружием» я хотел бы исключить. И очень прошу политиков, политологов, журналистов, историков просто не говорить об этом. Грузии и Азербайджану это не нужно. Сейчас нужно сгладить все углы, вернуться к нормальному обсуждению.  Решение – прозрачность, диалог, конструктив, единство! Мы вместе должны все урегулировать, исключив постороннее влияние. 

Наир Алиев

Media.az