Что происходит в жизни комедийного актера после фразы режиссера «снято»? Начинается обыденная жизнь со своими тяготами, где частенько не до шуток. Собеседником Media.Az стал кандидат филологических наук, популярный актер Нофяль Шахлароглу.  

- Начнем с вашей последней роли в кино...

- Я очень прошу обращаться ко мне на «ты».

- Хорошо. Итак, ты снялся в последней части фильма «Sonuncu Pərdə» («Последний занавес»-азерб.) режиссера Эмиля Гулиева. Насколько я знаю, фильм на достаточно серьезную тему. Но многие тебя знали, как комедийного актера.

- Образ изменчив. Возможно, многие видят во мне только комедийного актера. Но хочу отметить, что на сцене «Yarat» я играл моноспектакль «Контрабас» Патрика Зюскинда. Это очень серьезная работа, настоящая драма «маленького» человека. Кроме того, я снимался в нескольких фильмах, где у моих героев была трагическая судьба.

Не хочу рассказывать о своей работе в фильме, пусть лучше зрители его оценят. Но вот про сам фильм скажу. На мой взгляд, картина получилась достаточно хорошей. Верю, что она понравится зрителям. Уверен, что люди, разбирающиеся в кино, оценят этот фильм по достоинству. Режиссер Эмиль Гулиев является олицетворением прогресса. Качество и содержание его фильмов улучшается с каждой новой картиной. Эмиль вырос, как режиссер и созрел до больших фильмов.

- Мы часто слышим словосочетание «недооцененный актер». Кого в нашей стране так называют?

- Все дело в самом человеке. Вот я Нофяль Шахлароглу -  сын народного артиста Азербайджана Шахлара Гулиева, варюсь в этом ремесле не первый год, за плечами как серьезные, так и не очень образы в кино и сериалах, озвучка рекламы и т.д. Что я должен сделать, чтобы меня оценили? Если после фильма «Sonuncu Pərdə» отношение ко мне не изменится в лучшую сторону, то мне будет немного обидно. Cчитаю, что, в целом, проделал хорошую актерскую работу. Но в нашей стране очень много актеров, да и в целом творческих людей, которых не заметно. Думаю, виной тому природная скромность. Мне тоже говорят, что из-за моей скромности меня не замечают. Но это характер, и я не могу его изменить. К сожалению, в современном обществе человек должен уметь демонстрировать свои способности посредством социальных сетей. Это веление времени.

Я с 1996 года хожу в библиотеку имени Ахундова. Постоянно читаю книги, связанные с моей профессией. К сожалению, есть актеры, не знающие элементарных правил орфографии.. Если человек пишет в соцсетях с ошибками, это уже кое о чем говорит. Необходимо постоянно развиваться, работать над собой, чтобы пожинать плоды своих трудов. И все оправдания типа «за рубежом условия для работы лучше», лишь попытка скрыть свою лень.

- Создатели фильмов часто говорят, что наш зритель не идет на серьезные картины.

- Если  оглянуться на историю кино, то мы увидим специфику, присущую разным эпохам. К примеру, если в 80-х годах наиболее популярны были боевики, то уже в 90-х годах зрительские интересы изменились. Выросло другое поколение зрителей, с другими приоритетами. На Кавказе людям свойственно отходить от каждодневных проблем посредством комедии. По этой причине Азербайджан переживает некий комедийный бум. Уверяю вас, что через пару лет все изменится, и не факт, что в пользу комедии.

- Есть английская поговорка, «он может позволить себе купить сигары, но не умеет их курить».

- Отличная поговорка. К сожалению, в нашем обществе полно подобных примеров. Часто наши люди не знают, что с чем одевать, что с чем пить и т.д. Самое страшное -  не хотят ничего менять и учиться. 

- Говорят, что раньше, скажем, в советское время, фильмы снимали лучше. Ты согласен с этим?

- Нельзя cбрасывать cо счетов чисто психологический нюанс, cвязанный с ностальгическими чувствами. Хорошо разбирающиеся в психологии люди даже создали  телевизионный канал «Ностальгия». Ведь все из нашего детства кажется родным. До сих пор успешно работают «Дискотеки 80-х и 90-х годов».

Кино - это работа большой группы людей. Если хотя бы один из них работает спустя рукава, это сразу же становится заметным. Видимо, в то время люди вкладывали в работу все душу. Да, сегодня у нас нет Гара Гараева, Тофига Гулиева, Арифа Меликова. Музыкальное сопровождение -  это половина успеха фильма. Вальс Эмина Сабитоглу в фильме «Cəbiş müəllim» («Наш учитель Джебиш» - азерб.), или же музыка Васифа Адыгезалова в фильме «Şərikli çörək» («Хлеб поровну» - азерб.) способны спасти любую картину.

- Сейчас популярны фильмы-ремейки. По-твоему, какой старый азербайджанский фильм можно было бы переснять?

- Это очень сложный вопрос. Ведь настолько детально должен быть проработан сценарий, иметь место оригинальное режиссерское решение, не говоря уже об актерской игре. Я бы хотел увидеть фильм Эльдара Гулиева «Низами», 1982 года, в новой обработке. Низами Гянджеви - невероятная личность, причем не только своего времени. Есть столько материалов о нем, что можно снять грандиозный фильм с захватывающим сюжетом. 

Лично я снял бы фильм (с небольшими изменениями) на основе романа Исы Меликзаде «Солнечная осень». Я прочел этот роман и был очень тронут. Это прекрасное произведение. Не хочу раскрывать всех сюжетных поворотов, но их можно адаптировать под 90-е годы в Азербайджане. 

В целом, творчество - это когда ты видишь то, чего что не видит обыватель. В этом и отличие творческой натуры. У меня есть друг-фотограф. Шли мы как-то по одной из бакинских улиц, и он рассказывал мне про то, какой он невероятный мастер своего дела. Я закурил, мы остановились. Мимо, гудя, проезжали автомобили, рядом стояли контейнеры для мусора, а на другой стороне улицы, на ступеньках дорогого бутика сидел мальчик. Я спросил у друга, cможет ли он быстренько поймать кадр? Он огляделся, и сфотографировал сквозь мусорные контейнеры мальчика, сидящего на ступеньках бутика. 

Потом мы подошли к мусорным бакам. На баке висел пакет с книгами и первое, что бросилось в глаза - книга «История Азербайджана», на асфальте лежал «Альманах Азербайджанского кино», а в самом контейнере мы увидели «Толкование Корана». Это было очень кинематографично. К сожалению, все это отождествляет наши реалии. 

Джавид Османов     

Media.az