Регулярно бываю в Азербайджане. Эксклюзивное интервью Media.Az c Евгением Касперским

Регулярно бываю в Азербайджане. Эксклюзивное интервью Media.Az c Евгением Касперским

Ая -

Ая +

Каждый имеет право чувствовать себя в безопасности в виртуальном пространстве. Так считает создатель «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский, благодаря компании которого защищены более 400 миллионов пользователей и 270 тысяч организаций по всему миру, включая крупные компании, предприятия среднего и малого бизнеса. «Лаборатория Касперского» работает почти в 200 странах и территориях мира, имеет 35 региональных офисов в 30 странах на 5 континентах.

В эксклюзивном интервью Media.Az Евгений Касперский рассказал о развитии IT-индустрии в Азербайджане, встрече с Президентом нашей страны и многом другом.

- Как вы оцениваете развитие IT-индустрии в Азербайджане?

- Я оцениваю развитие сектора IT в Азербайджане очень высоко. Регулярно бываю в Баку, качество связи в столице отличное, причем прогресс в сфере развития коммуникационных технологий продолжается. Быстро развиваются цифровые услуги, системы «умного города», электронного правительства и так далее. Правда, не всегда хватает специалистов, особенно в области компьютерной безопасности, но это общемировая проблема.

- Ваша компания активно сотрудничает с Азербайджаном. Расскажите, пожалуйста, с какими государственными и частными ведомствами уже налажены отношения? С какими запланированы или ведутся переговоры?

- Чтобы официально назвать клиента, нам нужно его согласие. В нашей сфере это вопрос долгих согласований, так как с точки зрения заказчика любые данные о том, как построена его киберзащита – информация чувствительная, и далеко не все готовы ею делиться. Поэтому отвечу так: мы реализуем в Азербайджане ряд проектов в финансовой и образовательной сферах. За последние несколько лет у меня были очень хорошие встречи и продуктивные беседы с Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым, а также несколькими министрами и крупными государственными деятелями. Наш бизнес в Азербайджане развивается очень хорошо, мы видим потребность в качественной киберзащите со стороны многих компаний в самых разных отраслях, и мы рады им помогать.

- Какие сайты чаще всего подвергаются атакам в Азербайджане?

- Больше всего киберпреступники любят деньги, поэтому они атакуют те цели, на которых могут заработать. Это и частные пользователи, и малый бизнес, который часто бывает довольно плохо защищен, и, конечно, финансовый сектор, который, напротив, защищен чаще всего достаточно хорошо. Но поскольку в финансовом секторе денег больше, то и мотивация у преступников серьезнее. Все заметнее проблема безопасности промышленных компьютеров, на которых все чаще фиксируются попытки кибератак. В целом, для крупного бизнеса и государственных организаций все актуальнее проблема целевых атак. Это и шпионские атаки, и продвинутый киберкриминал.

- Азербайджан находится в состоянии войны с Арменией. Геополитические риски сказываются на кибербезопасности страны?

- В военных доктринах разных стран киберпространство уже официально называют еще одной зоной боевых действий, наряду с сушей, морем и воздухом. Соответственно, любые межгосударственные конфликты – это дополнительные риски в области кибербезопасности. В условиях, когда практически вся промышленность, электроэнергетика, финансовая сфера, городское хозяйство компьютеризированы и так или иначе связаны с интернетом, все эти сегменты нуждаются в серьезной защите даже в самых безопасных частях света, в которых ничего не происходит. А если речь идет о регионах с высокой напряженностью, то правительство, конечно, будет очень серьезно думать о киберзащите инфраструктуры.

- «Лаборатория Касперского» активно борется с киберпреступниками во всем мире. Вспомните, когда в последний раз ваша компания сталкивалась с угрозами, угрожающими мировой безопасности?

- Мы наблюдаем до 200 шпионских кампаний в интернете, и защищаем наших клиентов от самого сложного ПО в мире. Наши защитные решения установлены в крупных промышленных секторах, банках, объектах энергетики и транспорта. Я думаю, что мы каждый день стоим на страже мировой безопасности!

- Какой самый необычный вирус удавалось «поймать» в виртуальном пространстве Азербайджана?

- В виртуальном пространстве Азербайджана на сегодняшний день можно заметить все виды зловредов, включая атакующие устройства из интернета. Вообще, необычных вредоносов появляется немного. Лет 20 назад проводилось много экспериментов, а сегодня практически все, кто занимается созданием вредоносного ПО, занимаются этим с целью зарабатывания денег. Только небольшая часть хакеров занята кражей данных, чаще всего это высококлассные специалисты, работающие на разные государства. В прошлом году, например, мы опубликовали отчет о большой кибершпионской операции под названием MuddyWater.

- А встречался ли вирус, который вас поразил настолько, что вы были готовы отдать дань уважения его автору?

- Я не могу сказать, что уважаю вирусописателей и киберпреступников. Все-таки они заняты разрушительным делом, против которого мы боремся. Но из вещей, обративших на себя внимание в последнее время, выделю атаку TajMahal. Это целый высокотехнологический комплекс, в который входит как минимум 80 вредоносных модулей. Среди более ранних историй, скажем так, выделяющихся технической продвинутостью и нестандартным подходом, назову атаку Satellite Turla, в которой злоумышленники фактически взламывали коммерческие спутники для управления шпионскими программами, а также киберпреступников Carbanak, которые первыми стали использовать продвинутые хакерские технологии для грабежа банков.

- Как дальше будет развиваться ситуация с киберугрозами в ближайшие несколько лет?

- Работы у нас, у специалистов по кибербезопасности, точно не станет меньше.

- Какие самые опасные киберугрозы стоят перед человечеством сегодня?

- Я считаю, что сейчас одна из главных киберугроз - это угроза безопасности промышленной инфраструктуры. Предприятия становятся цифровыми, рабочих на заводах становится все меньше, а компьютерных систем и роботов все больше. Этим уже никого не удивишь, как и удаленным доступом к АСУ ТП через интернет. Но именно благодаря этой модернизации предприятия становятся все более подверженными киберугрозам. Уже сейчас есть ряд киберпреступных группировок, специализирующихся на целевых атаках с явным фокусом на энергетику, машиностроение и промышленность. Я думаю, что осознание всеобщей уязвимости в эпоху шагающей по миру цифровизации – это наша общая задача. Отрицание этого факта – еще одна большая угроза.

- В связи с санкциями, введенными США против России, с рядом обвинений столкнулась и ваша компания. Скажите, удалось стабилизировать ситуацию на рынке США и Европы?

- Мы двигаемся вперед. Не фокусируемся на пустых обвинениях, а продолжаем работать, выпускать лучшие продукты. К счастью, наши американские партнеры и пользователи умеют читать между строк, понимая всю подоплеку геополитической повестки дня. Как иначе объяснить рост онлайн-продаж в США в 2018 году? Только лояльностью клиентов, которую мы заработали, много лет выпуская самые надежные защитные решения на рынке.

Ситуация в Европе тоже вполне стабильна. В 2018 году продажи выросли на 6%. Нас публично поддерживают многие европейские регуляторы. В апреле Европейская комиссия, высший орган Исполнительной власти Евросоюза, объявила, что у них нет никаких претензий к нашим продуктам.

Главное, что мы поняли по итогам этой истории это то, что сегодня среди регуляторов, чиновников и обычных пользователей есть запрос на большую прозрачность бизнеса. Особенно это касается обработки данных. Наш бизнес строится на доверии. И люди хотят понимать, кому они доверяют. Нам нечего скрывать. Именно поэтому в рамках нашей глобальной инициативы по информационной открытости мы перенесли один из наших дата-центров в Швейцарию. Там же, в Цюрихе открыли первый центр прозрачности, где эксперты и партнеры могут ознакомиться с нашим исходным кодом и его обновлениями, задать интересующие вопросы. В скором времени откроем еще два таких центра – в Европе (Мадриде) и Азии (еще ищем наилучшую локацию). Мы - первая компания из индустрии кибербезопасности, которая пошла на этот шаг.

- С 2010 года ваша компания является одним из спонсоров и партнеров Ferrari в «Formula-1». Вы посещали в этом году «королевские гонки»? Какие положительные моменты имеете от данного спонсорства?

- В этом году я еще не успел посетить гонки «Formula-1», но впервые побывал на парижском Гран-при «Formula E». Там мы спонсируем команду Virgin Racing. Очень живописная гонка с видом на Эйфелеву башню и на контрасте с «Formula-1» – очень тихая.

А с Ferrari у нас давнее сотрудничество. Мы не только спонсируем команду, с 2013 года мы защищаем всю ее IT-инфраструктуру. Когда мы только начинали спонсировать Ferrari, многие мои коллеги были настроены скептически. И до сих пор точно измерить непосредственное влияние спонсорства на продажи невозможно. Но за время сотрудничества с командой узнаваемость нашего бренда, безусловно, выросла. Сегодня наш логотип красуется на шлемах, комбинезонах и форме пилотов, а также на носовом обтекателе болидов Ferrari и на защитном гало. Но это не единственное, что работает на узнаваемость бренда. На каждом Гран-при мы арендуем VIP-ложи, куда приглашаем клиентов или возможных партнеров, устраиваем выездные гоночные мероприятия на треках с участием Ferrari для партнеров и сотрудников. Все это работает для нас в комплексе.

- Вы один из самых богатых людей в мире, на что предпочитаете тратить деньги?

- Деньги предпочитаю вкладывать в развитие бизнеса, а к типичным атрибутам роскоши я равнодушен. Единственная моя слабость – это путешествия. В идеале куда-нибудь подальше от избитых туристических маршрутов, поближе к вулканам, горам и безлюдным пляжам. Это удовольствие недешевое.

- Вы не раз были в Баку. Успели облюбовать какие-либо места?

- Любимых мест, пожалуй, нет. Стараюсь каждый раз посмотреть что-то новое. В последний приезд побывал в Центре Гейдара Алиева – это настоящая архитектура будущего. С удовольствием побродил по выставкам внутри Центра и насладился видом снаружи - мощное, эффектное здание.

- Планируете в ближайшее время посетить Азербайджан?

- Был совсем недавно, в апреле этого года. Мы проводили в Баку конференцию для наших партнеров из стран Ближнего Востока, Турции и Африки. Все были впечатлены бакинским гостеприимством, красотой города и, конечно, вкусной кухней, которую я и сам очень люблю. Пока сложно предсказать, когда приеду снова. Но надеюсь, что скоро!

Наша справка:

Евгений Валентинович Касперский родился 4 октября 1965 года в городе Новороссийск. В 1982 году окончил физико-математическую школу-интернат №18 им. А.Н. Колмогорова при МГУ. Спустя пять лет Е.Касперский получил высшее образование в области криптографии. В 1989 году он случайно обнаружил на своем компьютере вирус Cascade, после чего решил изучать вопросы кибербезопасности. Специализированное образование помогло Е.Касперскому проанализировать вирус и создать первое решение по борьбе с ним. Далее он продолжил разрабатывать инструменты защиты от вредоносных программ. В 1997 году Евгений Касперский вместе с коллегами принял решение создать независимую компанию – «Лабораторию Касперского». С момента основания компании Е.Касперский возглавлял антивирусные исследования, а в 2007 году был назначен ее генеральным директором.

Джамиля Алекперова

в начало