Полицейские автомобили на улице. Люди в гражданском нервно курят, посматривая на то, кто входит и выходит из серого здания с белыми колоннами. Здание 1913 года - уникально в своем роде. Это последняя молоканская молельня в Баку. В разные исторические периоды Баку здание служило для разных целей. В 90-ые, как и многие старинные постройки, молельня пришла в упадок.

И только в январе 2019 года двери молельни открылись для молодежи. Тут начала базироваться некоммерческая организация, которая направлена на то, чтобы молодые люди узнавали больше об искусстве и творчестве, а также знакомились с новыми именами в киноискусстве, вдохновлялись на создание своих фильмов. Организация называется Salaam Cinema. Мы писали однажды о них.

Теперь же речь пойдет о том, как любители кино из Salaam Cinema встали на защиту ставшего родным для них здания. Молельню хотят разрушить, а на месте построить….неизвестно что. В эпоху, когда так дорог каждый камушек, связанный с историей нашего дорого Баку, в его центре хотят разрушить историю. Объявился старый владелец дома, который и выдворяет молодых «саламовцев». Увы, не обошлось и без рукоприкладства.

Media.Az узнала подробности этой запутанной истории у одного из соучредителей Salaam Cinema Baku Илькина Гусейнова.  

- С кем вы подписывали контракт об аренде данного помещения?

- В январе этого года мы от имени Salaam Cinema Baku подписывали контракт с человеком, назвавшимся доверенным лицом владельца этого здания, причем как юридическое лицо. Но нам было сказано, что настоящий владелец этой недвижимости находится не в Азербайджане, и будет только через пару месяцев, и что только после его прибытия можно будет подписать дополнительный (юридический) контракт. Несмотря на наличие первичного контракта об аренде, в марте месяце неизвестные разобрали пол на первом этаже здания.

- А как объяснили свои действия рабочие или же владельцы недвижимости?

- Мало того, что пол был разобран без предупреждения, так еще никто не берет ответственность за разобранный пол. То есть, не ясно, кто это сделал и по чьему распоряжению ведутся работы. Но для выяснения обстоятельств мы все же попали на прием к якобы владельцу этого дома. Почему якобы, потому что нам никто не показывал документы, доказывающие то, что недвижимость действительно кому-то принадлежит. Нам объявили, что несмотря на то, что первичный контракт об аренде не является легитимным, проблем нет и мы - Salaam Cinema Baku - можем продолжать функционировать в стенах бывшей молельни. А полы были разобраны рабочими, которые подчиняются им, и, дескать, виновные уже уволены.

Нам все это показалось странным. Мы обратились в полицию для того, чтобы нам возместили компенсацию. К слову сказать, часть требуемых нами средств мы все же получили. Домовладелец еще раз заверил нас в том, что нас никто не тронет. Мы поверили еще раз и ошиблись.

- В зависимости от контракта, обычно владелец недвижимости может аннулировать контракт с арендатором в одностороннем порядке. Вам сообщали о том, что ваш контракт аннулирован, и что вы должны покинуть занимаемую площадь?

- Нет. Как я и говорил, проблемы возникли из-за первичного контракта, но нас заверили в том, что никаких проблем нет. Более того, мы искали встреч с домовладельцем. 2 мая я со своей супругой, к слову также соучредителем Salaam Cinema Baku, пошли в офис к владельцу здания, чтобы попытаться договорится в очередной раз. Но его помощник вытолкнул нас из офиса, применял силу и нецензурно выражался. Мы были озадачены таким поведением и вернулись в Salaam Cinema Baku. Через полчаса пришли рабочие со специальной техникой и попытались разрушить лестницу, соединяющую первый этаж со вторым. Представьте себе, на втором этаже находятся люди и все это слышат. Все происходило как в кино. Мы выбегаем на лестницу, а рабочие несмотря на то, что на лестнице стоят люди, продолжают разрезать ее крепления. На лестнице собралось около 15 человек, и мы попытались помешать рабочим. В итоге, они прекратили работы. В это время пришли представители Совета Европы, чей фестиваль должен был состояться в нашем здании. Так мы выиграли время.

- Что происходит дальше?

- На следующий день полиция обратилась к нам в связи с произошедшим. Мы пошли в управление полиции, куда также был приглашен помощник владельца имущества. Мы подготовили соглашение о том, что нам со стороны владельцев дома предоставляется отсрочка до 10 июня сего года. И до этого времени никаких ремонтных или же иных работ вестись не будет. Соглашение было подписано.  

6 мая у нас проводилось мероприятие, в рамках которого нидерландский режиссер-документалист делился опытом с азербайджанскими студентами и любителями кино. Внезапно погас свет. Оказалось, что несмотря на подписанное соглашение, рабочие отключили нам электроэнергию. Скажем, мы опозорились перед иностранным гостем. А позже тот же помощник, который подписывал соглашение, вместе с пятью-шестью рабочими, нецензурно выражаясь, начал просто наносить удары руками и ногами первым попавшимся ему на пути людям. Таким образом пострадало 10-12 человек. Но избиением все не закончилось, они хотели вынести мебель из комнат. Мы знали, что наша агрессивная реакция может быть использована против нас и по этой причине не ввязывались в драку. Но все же нам удалось вытолкнуть этих людей из здания. После этого полиция вмешалась и не позволила конфликту выйти из-под контроля.

- Скажите, помимо соглашения был ли подписан новый контракт? Наспех составленное соглашение может быть нелегитимным и с в суде может не иметь силы.

- Вы правы. Но другая сторона не предъявляет нам никаких контрактов, так как не заинтересована в этом. Они хотят снести это историческое здание. Поверьте мне, люди, которые начали работы по сносу здания, когда мы были внутри, воспользуются случаем нашего отсутствия и очень быстро разрушат здание. На днях, если я не ошибаюсь, было объявлено о том, что со стороны Кабинета министров статус этого здания будет определяться. Но время работает против нас. Владельцы помещения апеллируют тем, что дом находится в аварийном состоянии и нам нужно покинуть его. Но при этом нам не предоставляют абсолютно никаких документов.

- Что вы планируете делать сейчас?

- Ждать правового решения этого вопроса. Со 2 мая я и часть активистов остаемся ночевать в Salaam Cinema Baku. Это делается для того, чтобы пресечь какие-либо возможные провокации. Мы спим в паталках. Нам помогают незнакомые люди, кто-то приносит воду, кто-то покупает еду. Спасибо всем, кто не оставил без внимания наши попытки сохранить частичку нашей истории.

Мы хотим сохранить нашу историю, мы хотим сохранить наш Баку. Пожалуйста, не оставайтесь равнодушными. Пусть этим займутся компетентные органы. 

Джавид Османов

Media.az