Заметным событием последних дней в регионе стала новость о временном перекрытии азербайджанскими пограничниками дороги к монастырю Удабно в монастырском комплексе Давид Гареджи (Кешикчидаг), находящемся на азербайджано-грузинской границе. Сейчас туристы и молящиеся беспрепятственно передвигаются к монастырю Удабно в Давид Гареджи, о чем сообщил и грузинский «Первый канал». 

Очередное недопонимание на границе остро поставило вопрос о делимитации границы. Агентство «Новости-Грузия» отмечает по этому поводу, что азербайджанские пограничники в течение нескольких дней прокладывали там пешеходные тропинки. Из-за работ дорога, ведущая к монастырю Удабно, была закрыта как для туристов и паломников, так и для священнослужителей. 

При этом Азербайджан всегда являлся сторонником скорейшей делимитации азербайджано-грузинской границы. И Баку готов в самое ближайшее время завершить этот процесс, заявила по этому поводу пресс-секретарь МИД Азербайджана Лейла Абдуллаева. 

У Грузии с Азербайджаном имеется общая государственная граница протяженностью 446 километров, треть которой пока еще не делимитирована. Двусторонняя грузино-азербайджанская межправительственная комиссия по делимитации и демаркации государственной границы была создана в 1996 году. 

Для Грузии это – памятник грузинской архитектуры. «А в Азербайджане считают, что это памятник албанской архитектуры. Но на самом деле здесь нет противоречий. Давид Гареджи как и другие «сирийские отцы» не были этническими грузинами, и церковь в то время была едина», - заявлял в прошлом году в беседе с Media.Az грузинский политолог Гела Васадзе. Тогда он предложил создать общий историко-культурный заповедник, с открытой границей. Комплекс Давида Гареджи можно объявить общим культурным наследием Грузии и Азербайджана. 

Тем не менее, недавний инцидент все равно продолжает будоражить определенные круги как в Грузии, так и в Азербайджане. При этом Баку и Тбилиси понимают, необходимость ускорить делимитацию границы. 

Media.Az поговорила на эту тему с известным грузинским политологом Гулбаатом Рцхиладзе

- Поможет ли делимитация снизить вероятность новых вспышек эмоций? 

- Проблему монастырского комплекса Давид Гареджи (Давид Гареджа) нельзя урегулировать на оперативном уровне. Но делимитация границы вовсе не снизит накал эмоций, а возможно, даже усилит его. И вот почему: Не следует забывать, что Давид Гареджи – комплекс различных монастырей, построенных на довольно большой площади территории в приграничной зоне между Грузией и Азербайджаном. Эти монастыри составляют одно целое, но одна часть из них находится на территории Азербайджана. Это так при любом раскладе делимитации границы. 

В советский период не то случайно, не то специально, была создана неразбериха в связи с этим вопросом, но никто тогда не обращал на это внимания, в условиях единого советского государства. Когда распался Союз и Грузия с Азербайджаном оказались независимыми государствами, они обнаружили, что монастырский комплекс разделен границей, а плюс к этому есть участки, не уточненные советскими картографами и нуждающиеся в точной делимитации. 

Работа над этим продолжается до сих пор, начиная с середины 1990-х годов. Но если даже Азербайджан полностью уступит спорные участки, два монастыря – Бертубани и Чичхитури все-равно останутся на территории Азербайджана. Это важные монастыри, составная часть всего комплекса. И как быть, если они оказались по ту сторону границы? 

Считаю, что еще до делимитации и демаркации границы необходимо согласовать и разработать специальный договор между двумя государствами, регулирующий вопрос Давида Гареджи, сохраняя его цельность и целостность. Ведь это уникальный объект культурного наследия мирового значения, имеющий глубокое религиозное содержание для православной Грузии. 

В Азербайджане говорят об албанском происхождении монастыря. Напомню некавказским читателям, что до XI века на территории Азербайджана существовала христианская страна под названием Албания. Но в любом случае, грузины спасали Давид Гареджи в течение веков. С начала XII века Давид Гареджи напрямую становится владением грузинского царя Давида Строителя, победившего сельджуков. Вплоть до советской власти в кельях жили монахи, в основном грузинские, хотя Давид Гареджи имел международное значение, сюда стекались паломники со всей Передней Азии. Считалось и считается, что паломничество в Давид Гареджи, совершенное трижды, равняется одному паломничеству в Иерусалим. 

В XVIII был отреставрирован весь комплекс и построены новые монастыри. В Давид Гареджи принимали мученическую смерть сотни монахов, вплоть по XIX век, когда случилась большая Кавказская война. Я это рассказываю для того, чтобы показать значимость Давида Гареджи для грузин. 

На мой взгляд, раздел комплекса в равной степени нежелателен и для Азербайджана, и для Грузии. Разве будет хорошо, если туристов с азербайджанской стороны не пропустят грузинские пограничники к монастырям, находящимся на территории Грузии? 

Специальный договор должен исключить такие инциденты и признать комплекс монастырей Давид Гареджи единым и неделимым памятником истории, культуры и архитектуры, а также, конечно в первую очередь объектом религиозного паломничества. Посетители комплекса должны иметь право беспрепятственно, без паспортного контроля посещать все точки комплекса как на грузинской, так и на азербайджанской территории. Выход же за его пределы будет запрещен. Да и кому нужен выход в пустыню! Монахам надо жить и творить в монастыре, а туристам – осмотреть памятники и уехать обратно в Тбилиси или Баку, в зависимости от того, откуда они прибыли. 

Без такого регулирования не будет удовлетворена ни одна из сторон, и Давид Гареджи вместо моста между нашими народами и культурами будет играть роль яблока раздора. Делимитация и демаркация границы приведет к обратному эффекту. Договором же суверенитет Азербайджана и Грузии над соответствующими территориями не отменяется, и Давид Гареджи вовсе не объявляется нейтральной территорией, зато останется единым целым организмом. 

Помню, в начале 2000 годов один немецкий журналист, объездивший Кавказ, о грузино-азербайджанской границе в Давид Гареджи написал такое: «В конце концов я нашел границу дружбы». Давайте, сохраним границу между нашими государствами в качестве символа дружбы, а не ненужных ограничений передвижения. Пусть все иностранные посетители увидят, что на Кавказе есть не только вражда и склоки, но цивилизованное отношение к истории и совместная забота о культурном наследии.

- Азербайджано-грузинские отношения традиционно не просто дружественные. Мы - тесные союзники, участвуем в общих крупных региональных проектах. Кому может быть выгоден подогревание антиазербайджанских настроений в Грузии? 

- Антиазербайджанские настроения в Грузии выгодны тем же оголтелым националистам, которые пытаются раздувать антигрузинские настроения в Азербайджане. 

Я бы все-таки не сказал, что мы союзники, ведь у нас разные векторы внешнеполитического развития, но мы действительно партнеры, нас связывает множество важных, стратегических проектов. 

А еще над этими проектами возвышается многовековая дружба наших народов, взаимопонимание и уважение между нашими религиозными лидерами, доброта и душевность азербайджанцев, которых я лично очень ценю. Уверен, что большинство грузин разделяет мои чувства. 

Наир Алиев

Media.az