Представляем вашему вниманию интервью с молодым и талантливым художником, который прошел путь от "вышибалы" до художника сюрреалиста.

На вопросы Media.Az отвечает Надир Шах: 

- Вы серьезно занимались боксом. У вас были хорошие данные, и вы показывали хорошие спортивные результаты, вы закончили Азербайджанскую Академию Физической Культуры и Спорта. Работали "вышибалой" в баре, барменом и еще много кем. Но в итоге выбрали искусство. Расскажите, как вы себя позиционируете? 

- Картины и мое творчество в целом, являются средством того, что я хочу сказать, что чувствую. Мои картины - это мои впечатления. Несмотря на то что, я работаю в жанре абстракции, сюрреализма, фэнтези, в жизни я более консервативен, материалистичен и практичен. Я не чувствую себя состоявшимся художником. Да, я живу как художник, и у меня очень много интересов. Я не до конца раскрылся. Но я на этом пути, и мне бы хотелось попробовать себя в разных направлениях. Даже в музыке. Я хочу, чтобы мое имя стало брендом. 

- Многие актеры, музыканты, реже спортсмены пытаются впоследствии заниматься живописью. Как вы считаете, почему именно живопись? 

- Мне кажется, что в истоках искусства лежит рисование. Даже писатель красиво пишет в том случае, если он в душе художник. Тот же музыкант пишет красивую музыку по той же причине. Люди искусства сначала рисуют в своем воображении картинку, то, что они хотят создать, и уже потом эти эмоции и фантазии ложатся на бумагу или же на ноты. 

- Как вы считаете, выражение «художник», которое происходит от слова «худо», действительно отображает реальное положение дел многих творческих личностей? 

- Мне кажется, что на художниках стоит некая невидимая "черная печать". И так обстоят дела не только в нашей стране, но и во всем мире, и так было во все времена. Ведь очень мало художников, которые прожили нормальную жизнь со «стандартным счастьем». Это, когда у тебя все устроено по так называемой системе счастья. Нужно обзавестись семьей, машиной, квартирой, дачей и т.д. А у художников все по-другому. Это выражается в картинах, которые они пишут, одежде, которую носят, в музыке и т.д. Это не сознательное желание выделиться из толпы. Ты просто по-другому видишь окружающий мир. Тебе не нужны "розовые" очки, ты уже видишь все в другом цвете. 

- Скажите, не сложно ли вам осознавать, что в Азербайджане могут заплатить 10 тысяч манат исполнителю ради  его получасового выступления на свадьбе, но за картину не дадут и 300 манат? Не кажется ли вам, что у нас немного изменилось представление об искусстве? 

- Раньше я не соглашался с этим. И у меня был внутренний протест в отношении этого. Но прошло время, и я понял, что здесь это нормально. В основе всего лежит культура и история. Многие наши соотечественники забывают свою культуру и историю. Да и откровенно говоря, я не ждал массового признания. Масса и не поймет того, что я пишу. Реакция людей на мои картины не отрицательны, но и не положительны. Реакция поверхностная. Мышление другое, и взгляд на вещи другой. Для того чтобы понять сюрреализм, у человека должна быть некая база. В принципе, определенная база знаний должна быть в человеке, чтобы он мог понимать и делать выводы по поводу музыки, живописи, кинематографу и т.д.

Давайте более приземленный пример. Кто-то слушает песню Led Zeppelin «Stairway to heaven», и не может его понять. Говорит ли это о том, что группа и ее песня плоха? Конечно, нет. Просто у того, кто слушал эту композицию, не хватает информационной базы, чтобы по достоинству оценить это произведение. И я всегда спорил о том, что о вкусах спорят! Вкус - это результат нравственного порядка, духовного развития и наличие интеллекта. Так и созревает вкус. Вот есть же люди, которые могут сказать, что та или иная картина, считающаяся эталоном мастерства художника, им не нравится. Значит, человек этого не знает, и с ним придется сложно. 

В Азербайджане есть проблемы с базовыми знаниями. Образ жизни людей не подталкивает их уважать творчество. Здесь другие ценности, другие приоритеты. Вот и все...

- В период СССР было много всего сугубо "советского". Начиная от шампанского и заканчивая искусством. К примеру, скульптура «Рабочий и Колхозница» является наглядным отображением советской идеологии. Есть ли в Азербайджане какая-либо творческая идеология? 

- Никакой идеологии нет. Но сегодня очень чувствуется влияние импрессионизма. Я чувствую, что большинство моих современников обращается именно к жанрк импрессионизма, авангарда. И если вы зайдете в ведущие галереи Баку, то убедитесь в этом. Потому что, почерк художников в чем-то схож. Они не выделяются на общем фоне. Я не критикую других художников, так как у каждого свой путь. Исходя из  этого, я могу сделать вывод, что к сюрреализму сегодня холодное отношение. Когда я представлял свои работы для совместных или тематических выставок, мне часто говорили, что «наши темы слишком приземленные, вы же видите, что у нас в галереях». Это хороший ответ, чтобы сделать выводы. 



- Что побудило вас бросить спорт?

- Каждый период человека -  это драгоценный опыт. Так как я всегда интересовался живописью, то мечтал о том, чтобы вернуться в искусство как закончивший свою карьеру знаменитый спортсмен. Но огонек любви к творчеству превратился в настоящий костер и я решил, что, видимо, больше люблю рисовать, чем бить грушу. Но я и сейчас хожу в спортзал, для поддержания формы. 

- Каким образом вы продаете свои картины? 

- Как и все, через интернет. У меня есть свой профиль в İnstagram и Facebook, куда я выкладываю свои работы. И любой человек может со мной связаться. Я пока не выставляю свои картины в галереях, так как они не подходят по  формату. Некоторые галереи просто отказывают. Но  мои картины покупают. Причем, как азербайджанцы, так и иностранцы. Например, мои работы есть в Москве, Дубае, Тбилиси, Стамбуле, Франкфурте. 

- Сколько стоила ваша самая дорогая картина?

- 1000 манат. Я знаю, что мог продать ее и за более высокую цену, но меня на тот период устроила предложенная сумма. На самом деле, любой картине цену определяет время. Я даже не уверен, что у нас есть настоящие критики, кто мог бы назвать цену картине. 

- Как вы считаете, нужен ли в наше время Союз Художников? 

- Я не уверен, что эта организация нужна сегодня. Я был в составе молодых художников при Союзе. Но в последствие посчитал, что это мне не нужно. Я независимый, свободный художник. 

- Планируете ли вы провести свою выставку? 

- Да, планирую и  активно готовлюсь к ней. Скорее всего, она пройдет в конце весны. До этого у меня не было такой возможности. Я был в поиске своего стиля. Сейчас я знаю, какие работы должны быть в моей галерее. 


- Какую роль музыка играет в вашей жизни? 

- Я могу говорить о музыке часами. Я меломан. Моя бытовая музыка - это джаз. Если бы вы спросили у меня о моих любимых исполнителях, то список был бы длинным.

Например, Pink Floyd, Jimy Hendrix, Pat Metheny, Miles Davis.... Остановите меня, не то я проговорю еще час (смеется). Я хочу побывать на фестивале Burning Man, что проходит в США. Представьте себе, огромное скопление творческих людей. В прошлом году на фестиваль собралось почти 70 тысяч человек. Фестиваль невероятен! Это моя мечта. 

- Были ли планы ухать из Азербайджана? 

- Это не стоит на повестке дня, но в глобальные планы входит. Но это лишь ради творчества. Я хочу добиться признания здесь. Но наблюдается интересная особенность: чтобы тебя признали в Азербайджане, нужно, скажем так, заявиться за рубежом. Вы не замечали? Путешествия всегда идут на пользу. Ты сможешь увидеть мир, а возможно показать себя миру. Но у жизни свои планы. Никогда не узнаешь, где окажешься завтра. 

- Правда, что у художника всегда должна быть муза? 

- Это правда. И не обязательно, чтоб она была реальным человеком. Это может быть идеал. И именно этот идеал будет присутствовать на всех твоих картинах. 

- Что для вас любовь? 

- Любовь - это воздух, независимость и зависимость в одном флаконе. То же самое, что и наркозависимость. Но в отличие от наркотиков, любовь не разрушает, а наоборот дает смысл жизни, а где-то борьбе. Цель любви - это процветание. 

- По старой традиции, мы завершим интервью, вашей подборкой фильмов, которые бы вы посоветовали нашим читателям….

- Я люблю фильмы, но старые. Например, «Папилон», но только старую версию. «Полуночный экспресс», «Плохие парни», «Майами блюз», «Коктейль». Эти фильмы мои любимые, и я их всем советую. 


 



Джавид Османов

Media.az